logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища

Поступив в профессиональное училище, молодой человек при­обретает новый социальный статус, и в соответствии с этим изменяется его собственное отношение к себе. В этих образовательных учреждени­ях педагоги сталкиваются со сложным и, по существу, еще недостаточ­но изученным процессом ускоренной социализации. За сравнительно короткий срок в профессиональном училище у молодых людей проис­ходит достаточно серьезный скачок в сознании, зависящий во многом от окружающих его людей. Молодым людям приходится интегриро­ваться в непривычные условия обучения. Значительная часть привыкает к самостоятельному образу жизни и обстановке другого типа поселения. Потеря привычной для учащихся среды обучения и общения, а для не­которых и проживания - опасное состояние для юной личности, только что вступившей в общественную жизнь (Рожков М. И., 2008). Человек стремится к жизнеустройству, при котором он со своей собственной культурой, личностью и особенностями найдет свое место и будет чув­ствовать, что его уважают и ценят. Недостаточный уровень сформиро-ванности социальной компетентности личности в этих условиях может привести к необратимым разрушительным последствиям, которые ста­вят под сомнение возможности дальнейшего успешного существования человека.

Как показывает ряд исследований, развитие социальной компе­тентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствую­щих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению со­циальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие со­циальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выра­женной потребностью в эмоциональном благополучии и включает раз­витие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации.

Смысл современного образования, и профессионального в том числе, заключается в развитии у учеников и студентов способности са­мостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельно­сти на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт. На рубеже XX-XXI вв. в психологии социальная компетентность личности все чаще рассматривается иссле­дователями в качестве глобальной характеристики человека, необходи­мой для его адаптации и самореализации в современной социальной среде (Н. В. Калинина, Е. В. Коблянская, В. Н. Куницина, М. И. Лукьянова и др.).

Диагностика исходного уровня развития социальной компе­тентности учащихся профессионального училища на констатирующем этапе исследования показала:

  1. Общение со сверстниками носит противоречивый характер: присутствует доброжелательность и конфликтность, агрессивность.

  2. Их взаимодействие часто характеризуется ситуацией «каж­дый сам по себе».

  3. Считают свое мнение главным, нетерпимы к мнениям това­рищей, что порождает незаинтересованность в совместной деятельно­сти.

  1. Плохо знают нормы и правила поведения в обществе.

  2. Не понимают необходимость образования, слабо развита мо­тивация к учению, познанию.

  3. Низкая социальная активность. Непонимание роли собствен­ной активности свидетельствует о недостаточной ответственности в жизни и нежелании брать на себя такую ответственность.

  4. Не знают конструктивных способов разрешения конфликтов.

  5. В совместной работе с коллективом не включаются в реше­ние проблем, не принимают критику, деструктивно выражают критику, допускают оскорбительные высказывания.

  6. Выполняя совместную деятельность, не заинтересованы в достижении общего положительного результата.

В связи с этим для повышения уровня развития социальной компетентности учащихся в училище необходимо создание атмосферы постоянной заботы о учащихся, их социальной поддержки; ориентация содержания и форм учебной и внеучебной работы с учащимися на ак­тивность и деятельность самих детей, на проявление ими самостоятель­ности в организации и проведении различных мероприятий; широкое привлечение учащихся к участию в общественно полезной и творческой деятельности.

Козыренцева Л. С.

РЕСУРСЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Современные условия жизни предъявляют повышенные требо­вания к адаптивным возможностям человека. Одним из психологиче­ских механизмов адаптации человека к изменившимся социальным ус­ловиям является его совладание с возникающими трудностями. Поэто­му становится понятен интерес к этому феномену поведения, поскольку психологическое совладание и юношей, и девушек в трудных (стрессо­вых) ситуациях во многом определяет эффективность их социально-психологической адаптации. В понимании содержания процесса пре­одоления трудностей и стресс-факторов, обусловливающих его эффек­тивность, особая роль отводится ресурсам личности.

Изучить ресурсную сферу в юношеском возрасте позволило нам проведение исследования, в котором приняли участие 42 учащихся гимназии № 3 города Минска в возрасте 15-17 лет. В качестве методики исследования нами была выбрана «шкала оптимизма и активности» (Водопьянова И. Я, 2009). Методика позволяет оценить степень выра­женности двух переменных - оптимизма и активности личности, а так­же определить психологические типы по оси оптимизм - пессимизм. Согласно полученным результатам, большинство юношей и девушек

(69%) являются «активными оптимистами» («энтузиастами»): они верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бод­ры, жизнерадостны, в основном не подвержены унынию и плохому на­строению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяже­лы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.

Было выявлено, что некоторые учащиеся (17%) относятся к «реалистам»: они адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть «выше головы», до­вольствуются тем, что имеют, они устойчивы к психологическому стрессу.

Полученные по методике результаты также свидетельствуют о том, что часть юношей и девушек (10%) являются «пассивными опти­мистами» («лентяями»). Их девизом можно считать слова: «Все как-нибудь само образуется». Такие люди уверены в том, что «все будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склон­ны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.

Было обнаружено, что меньшинство учащихся юношеского возраста относятся к «активным пессимистам» (2%) и «пассивным пес­симистам» (2%). Для «активных пессимистов» («негативистов») свойст­венна большая активность, но эта активность часто имеет деструктив­ный характер. Такие люди, вместо того чтобы созидать новое, предпо­читают разрушать старое. В стрессовых ситуациях часто используют агрессивные стратегии совладающего поведения. Что касается «пассив­ных пессимистов» («жертв»), то они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, отсутствием веры в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем, считают себя жертвой обстоятельств.

Таким образом, среди юношей и девушек есть как «энтузиасты» и «реалисты», так и «лентяи», «негативисты» и «жертвы». Однако «эн­тузиастов» большинство. Это свидельствует о том, что оптимизм как позитивная жизненная установка в сочетании с активностью - это пси­хологический ресурс устойчивости личности к жизненным стрессам, который способствует совладающему поведению и тем самым препят­ствует развитию негативных стресс-синдромов, таких как синдром пси­хического выгорания.

Колотилина В. В.