Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
В работе исследовалась взаимосвязь типов организационной культуры с оценкой возможности реализации мотивов менеджеров по продажам. Для этого были проанализированы тип организационной культуры (существующий и предпочитаемый) и возможность реализации мотивов в сети магазинов крупной торговой компании, занимающейся продажей сантехники и товаров для дома. В процессе теоретического анализа были рассмотрены основные теории мотивации, в частности теория ожиданий В. Врума.
Однако в рамках эмпирического исследования данная теория была рассмотрена с другой точки зрения. Освещены понятие, типы и характеристики организационной культуры. За основу взята типология Кима Камерона и Роберта Куинна. Исследования проведены с помощью методики В. И. Доминяк. «Возможность реализации мотивов».
Оценка типа организационной культуры производилась с помощью методики К. Камерона и Р. Куинна «OCAI». Обработка результатов производилась с использованием методов математической статистики (описательная статистика: среднее, стандартное отклонение, минимальные значения, максимальные значения по результатам; Критерий Колмогорова-Смирнова - для проверки соответствия значений параметров нормальному распределению; критерий Н Краскала-Уоллеса -для сравнения более двух независимых выборок [мотивационного профиля и типов организационной культуры по трем магазинам]; коэффициент корреляции r-Спирмена - для проверки гипотез о взаимосвязи изучаемых явлений).
В результате исследования мы обнаружили, что в клановом типе организационной культуры сотрудники видят больше возможности реализации таких мотивов, как «стабильность, надежность», «азарт соревнования», «самореализация в профессиональной деятельности». То есть в тех компаниях, где преобладает ориентация на командные формы работы, на взаимодействие между коллегами, благоприятный психологический климат, сотрудники чувствуют себя более стабильно и надежно, видят больше возможностей для самореализации и готовы к конструктивному соревнованию, что может стать основой для разработки рейтинговой системы оценки эффективности сотрудников. При бюрократическом типе организационной культуры сотрудники видят меньше возможности реализовать мотив «удовлетворение от процесса деятельности» и больше возможности для реализации мотива «азарт соревнования». То есть в компаниях, где работой людей управляют процедуры, сотрудник не имеет возможности получать удовлетворение от процесса деятельности, но имеет почву для развития конкуренции. В адхократи-ческом типе организационной культуры сотрудники видят больше возможности реализовать мотив «более полная самореализация в профессиональной деятельности». То есть при таком довольно гибком типе организационной культуры сотрудник видит возможности для творческого подхода к решению профессиональных задач, возможность пробовать разнообразные пути достижения цели.
Данная работа может быть полезной для службы персонала компании при разработке новой системы мотивации либо при корректировке уже имеющейся системы. Данные этого исследования помогают понять приоритеты сотрудников и их мнение по поводу различных параметров по продвижению и развитию организации, отражают их видение организационной культуры компании и то, что бы им хотелось видеть. Исследование может помочь выбрать нужное направление в стиле управления персоналом.
Хачатурова М. Р.
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА МЕНЕДЖЕРОВ
И ЕЕ СВЯЗЬ С КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТЕ
Понятие «временная перспектива» стало широко употребляться благодаря работам Л. Фрэнка в 1939 г. при описании им жизненного пространства человека. Сбалансированная, устойчивая временная перспектива способна помочь личности лучше справляться с различного рода трудностями и сложными ситуациями, т. е. она влияет на тип сов-ладающего поведения личности. В нашем исследовании в качестве трудной ситуации был выбран межличностный конфликт. Целью нашего исследования было изучение связи направленности временной перспективы менеджеров с выбором копинг-стратегий поведения в ситуации межличностных конфликтов.
Мы выдвинули следующие гипотезы.
1. Существуют значимые различия в направленности временной перспективы у управленцев различного звена: менеджеры высшего зве- на более ориентированы на будущее.
2. В ситуации межличностного конфликта:
а) управленцы с преобладанием временной перспективы, ориен- тированной на будущее, предпочитают когнитивные стратегии поведе- ния;
б) управленцы с преобладанием временной перспективы, ориен- тированной на фаталистическое настоящее и негативное прошлое, предпочитают неадаптивные эмоциональные и поведенческие стратегии поведения.
Методики:
-
Методика Ф. Зимбардо на определения типа временной перспективы личности (в адаптации А. Сырцовой).
-
Методика на выявление типов копинг-стратегий поведения Э. Хайма. Участники исследования: 83 человека - 49 женщин и 34 мужчины, средний возраст - 29 лет. Респонденты, принявшие участие в исследовании, были разделены на три группы: менеджеры низшего звена (34 человека), среднего звена (28 человек) и высшего звена (21 человек).
Результаты. Полученные в исследовании результаты позволяют нам утверждать следующее. Среди менеджеров высшего звена наибольшее количество респондентов, ориентированных на будущее (29%), среди управленцев среднего звена - респондентов, ориентированных на гедонистическое настоящее (27%), а среди менеджеров низшего звена в наибольшей степени представлены респонденты, ориентированные как на позитивное прошлое (30%), так и на фаталистическое настоящее (21%). Однако статистически значимые различия были найдены только между менеджерами высшего звена и двумя другими группами по направленности временной перспективы на будущее (p = 0,03 < 0,05).
Мы объясняем это тем, что человек, ориентированный на будущее, характеризуется организованностью, амбициозностью, наличием четких целей, которых он собирается добиться, умением пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущих результатов. Такие характеристики часто приводят личность к успеху, большим достижениям в карьере, более высокому управленческому статусу.
Перейдем к проверке других сформулированных в исследовании гипотез. В проведенном нами исследовании ориентация управленцев, направленная на будущее, значимо коррелирует с выбором адаптивных когнитивных стратегий и поведенческих стратегий (коэффициент корреляции Спирмена r = 0,401 и r = 0,397 соответственно при уровне значимости p < 0,05). Таким образом, такие люди в ситуации конфликта используют стратегии когнитивного анализа произошедшего, стараются понять причины конфликта. Они прибегают к сотрудничеству с другими людьми для эффективного разрешения возникшей трудной ситуации, при этом думая о последствиях принимаемых ими решений, в том числе и о том, как принимаемое решение скажется на будущих отношениях с оппонентом. Значимых корреляций направленности временной перспективы управленцев на фаталистическое настоящее с выбором копинг-стратегий поведения в проведенном исследовании найти не удалось. Направленность же человека на негативное прошлое значимо коррелирует с выбором неадаптивных эмоциональных стратегий (коэффициент корреляции Спирмена r = 0,351 при уровне значимости p < 0,05). Такой человек, уже имея какой-то негативный опыт взаимодействия в конфликте, в новой ситуации старается уйти от решения конфликта, подавляя в себе негативные эмоции или же, наоборот, ярко реагируя через открытую агрессию или рыдания и т. д.
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что управленцы, ориентированные на будущее, в ситуации конфликта прибегают к когнитивным и поведенческим копинг-стратегиям, а управленцы, ориентированные на негативное прошлое -к неадаптивным эмоциональным стратегиям. Полученные результаты могут быть положены в основу социально-психологического тренинга для сотрудников организаций.
Чикурова Е. И.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова