logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием

Бесплодие относится к числу тех патологических состояний, которые могут существенно влиять на психоэмоциональный статус, вызывают состояние хронического стресса, изменяющее не в лучшую сторону не только эмоциональные, но и рефлексивные характеристики социальной идентичности женщин. Если рассматривать бесплодие не только как ситуацию соматической болезни, но и как кризисную ситуа­цию развития личности женщины, как ситуацию кризиса социальной идентичности, то становится очевидной необходимость изучения эмо­циональных и рефлексивных характеристик идентичности женщин с нарушением репродуктивной функции. В качестве гипотезы исследо­вания выступило предположение, что бесплодия оказывает негативное влияние на эмоциональные и рефлексивные характеристики идентично­сти женщин.

Исследование проводилось в 2006-2008 гг. на базе Областного пе­ринатального центра г. Курска. В качестве испытуемых выступили две группы женщин: 80 женщин, страдающих бесплодием, и 30 женщин без патологии. В качестве измерительного инструментария нами использованы следующие методики: структурированное интервью, методика исследова­ния жизненного пути личности «линия жизни» в варианте, разрабатывае­мом Т. Д. Василенко, восьмицветовой тест М. Люшера, методика опреде­ления уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, тест «саморефлексия телесного потенциала» В. А. Ложкина, Ю. Р. Рождественского. Для стати­стического анализа результатов исследования мы использовали U-критерий Манна-Уитни с уровнем статистической значимости менее 0,05. Все расче­ты проводились с применением пакета статистических программ STATISTICA 6.0.

Благодаря проведенному исследованию были получены резуль­таты и сделаны соответствующие выводы. В ситуации бесплодия пока­затель отклонения от аутогенной нормы, по тесту М. Люшера, выше, нежели у нормы, т. е. отмечается повышенная тревожность, сниженное настроение и общее негативное самочувствие человека. Данное нега­тивное состояние выступает общим отрицательным фоном для форми­рования изменений в психологических аспектах социальной идентично­сти женщин, страдающих бесплодием. Тест «саморефлексия телесного потенциала» В. А. Ложкина, Ю. Р. Рождественского показал повышение саморефлексии телесного потенциала, как одного из видов рефлексив­ных процессов, специфичного в изменении физического функциониро­вания человека, что отражает центрированность на восприятии состоя­ний своего организма. Повышение саморефлексии телесной сферы формирует специфичную идентичность женщины, важным аспектом которой является центрация на телесных ощущениях. По результатам методики определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова в группе женщин, страдающих бесплодием, рефлексивность в целом, в традиционном ее понимании, как процесса осознавания личностного содержания собственных переживаний, резко снижена. Невозможность рефлексии и осмысления самой ситуации бесплодия, фрустрация реали­зации материнской роли женщиной приводит к негативной оценке на­стоящего этапа жизни во временном измерении социальной идентично­сти.

Методика «линия жизни» показала, что удельный вес прошлых событий значительно больше в группе женщин, лечившихся от беспло­дия, что говорит о значительной обращенности в прошлое. Эмоцио­нальная сфера характеризуется наличием тенденций к повышенной тре­вожности, сниженному настроению, нестабильности эмоциональных реакций. Рефлексивные процессы направлены на телесную сферу, во­круг которой центрируется большинство смыслов, при этом все осталь­ные сферы личного и социального бытия не рефлексируются и не ос­мысляются, что делает рефлексивные процессы однонаправленными, формируя узкие, специфичные для телесной сферы переживания. Про­шлое и будущее воспринимаются как бессмысленные этапы жизненного пути, не несущие в себе позитивных смыслов. Настоящий этап жизни, как интегративный показатель временной перспективы, оценивается крайне негативно, что отражает сложность жизненной ситуации жен­щин в ситуации бесплодия.

Результаты проведенного исследования дают возможность очертить проблемное поле личностного реагирования на ситуацию бес­плодия у женщин. Мы можем обоснованно говорить о необходимости психокоррекционного воздействия на эмоциональную и рефлексивную сферу женщин, осуществляя выбранное направление психокоррекции на всех этапах обращения беременных женщин за медицинской и пси­хологической помощью.

Бордюг Е. И.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН,

ЖЕСТОКО ОБРАЩАЮЩИХСЯ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ

Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление (на учете в органах Министерства внутренних дел Украины за жестокое обращение с детьми находятся свыше 80 тыс. семей). До 10% жертв насилия гибнет, у других появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. В связи с этим постав­ленный вопрос приобретает серьезное социальное и общечеловеческое значение. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к воз­никновению аномалий формирования личности в детском возрасте (Захаров А. И., 1998). В работах заграничных авторов также можно най­ти подтверждение того, какую огромную роль играет родительское от­ношение в возникновении нарушений и отклонений психического раз­вития ребенка (Адлер А., 1928).

В связи с вышеперечисленным, целью исследования является выявить особенности эмоциональной сферы матерей, жестоко обра­щающихся со своими детьми. Объект исследования - эмоциональная сфера женщин. Предмет исследования - особенности эмоциональной сферы матерей, которые жестоко ведут себя со своими детьми. Соглас­но поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу по исследуемой проблематике.

  2. Выявить матерей, с жестоким обращением с детьми.

  3. Установить эмоциональную направленность матерей, жестоко обращающихся со своими детьми.

  4. Изучить интегративный уровень эмоционального интеллекта и уровни парциального эмоционального интеллекта матерей, жестоко обращающихся со своими детьми.

  5. Исследовать особенности личностной идентичности женщин, жестоко обращающихся со своими детьми.

Для решения поставленных задач были использованы следую­щие методы:

- Тест «Кто Я?» (Г. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой).

Для статистической обработки данных использовались сле­дующие методы: описательная статистика, t-критерий для независимых выборок, критерий равенства дисперсий Левина, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 58 женщин, в возрасте от 25 до 45 лет, которые проживают в городе, работают и име­ют высшее образование. Они были разделены на две группы: женщины, которые жестоко ведут себя со своими детьми (группа была выделена на основании данных Управления по делам детей Харьковского город­ского совета) и женщины, которые воспитывают своих детей условно благополучно.

На основании проведенного исследования можно сделать сле­дующие выводы:

  1. Эмоциональная направленность женщин, которые характери­зуются жестоким обращением со своими детьми, имеет гедонистиче­скую и глористическую специфику. Совсем неприсущи для них эмо­циональная потребность в гармонии с окружающим миром и успешно­сти в своей деятельности.

  2. Женщины с жестоким обращением с детьми имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, а также таких его компонентов, как эмоциональная информированность, управление эмоциями, эмпатия и распознание эмоций других людей.

3. Идентичность женщин, которые жестоко ведут себя со своими детьми, имеет ряд своих специфических особенностей: у них неадек­ватная самооценка, которая свидетельствует о нереалистичной оценке себя, снижении критичности относительно своих действий. Характерная особенность идентичности женщин, которые жестоко обращаются со своими детьми, есть неосознанность своей уникальности, своей непо­вторимости и ценности. Доминирующую позицию в системе разных компонентов идентичности и характеристик сфер жизни занимают сек­суальные роли, как модели обращения, которые они сами выбирают, роли коммуникативной направленности, как субъекта общения и семей­ные роли, но не роль «матери».

Нам удалось выявить закономерности, с помощью которых возможно снизить жестокое обращение с детьми, частоту его примене­ния или его влияние на ребенка. Изменения к лучшему возможны при условии работы с женщинами, в ходе которой будет происходить разви­тие эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта, ко­торые являются необходимым условием психологического здоровья личности и ее эффективности в межличностном взаимодействии. Разви­тие способности этих женщин к сопереживанию, к пониманию состоя­ний и чувств другого человека, умения идентифицировать себя с другим человеком, вызовут рост осмысленности действий этих женщин, их ак­тивность и все большее развитие эмоциональности.

Борисов Р. В.