logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии

Обучение в вузе требует от студента усилий по преодолению различного рода трудностей. Тем более это относится к тем, кто приез­жает учиться в другую страну. Возможность успешного преодоления трудностей зависит, в частности, от эффективности стратегий совлада-ния, предпочитаемых субъектом. Необходимость учитывать фактор места получения образования делает актуальным изучение копинг-стратегий, используемых студентами, обучающихся у себя на родине и в другой стране.

Предметом нашего исследования стало сравнение структур ко-пинг-стратегий у студентов из Китая, обучающихся в российских вузах, и китайских студентов, обучающихся на родине. Цель - выявить отно­сительную частоту предпочтения копинг-стратегий студентами этих двух групп. Гипотеза состояла в том, что существуют различия в пред­почтениях копинг-стратегий студентами, обучающимися на родине и за рубежом, причем можно ожидать, что китайские студенты, обучающие­ся в России, склонны чаще использовать более продуктивные стратегии, чем те, кто учится в Китае.

В нашем исследовании была использована методика «Страте­гии совладающего поведения» (ССП), которая была переведена нами на китайский язык в соответствии с правилами, определенными специали­стами в области кросс-культурной психологии. Эта методика создана в результате осуществленого в лаборатории клинической психологии СПбПНИИ им. В. М. Бехтерева перевода, адаптации и стандартизации опросника С. Лазаруса, С. Фолкман и др. В исследовании приняли уча­стие 30 китайских студентов, обучающихся в вузах Санкт-Петербурга (15 юношей и 15 девушек) и 40 китайских студентов (20 юношей и 20 девушек), обучающихся в городе Лоян (КНР), всего 70 человек в возрасте от 21 года до 25 лет.

Результаты исследования. В выборке китайских студентов, обу­чающихся в России, наиболее часто используемый тип копинга - пла­нирование решения проблемы (М =5 3,20; о = 8,50), на втором месте по частоте находится конфронтационный копинг (М = 52,17; о = 7,44), на третьем - поиск социальной поддержки (М = 51,40; о = 10.39). В выборе китайских студентов, обучающихся на родине, наиболее часто использу­ется конфронтационный копинг (М = 54,88; о = 7,05), на втором месте -бегство/избегание (М = 53,87; о = 7,13), на третьем - дистанцирование (М = 49,75; о = 7,73). Для того, чтобы выяснить, существуют ли значи­мые различия в предпочтении копинг-стратегий между группами китай­ских студентов, обучающихся в России и на родине, был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Выявлено наличие зна­чимых различий в отношении трех стратегий: китайскими студентами, обучающимися в России, чаще используются стратегия планирования решения проблемы (p = 0,001) и принятие ответственности (p = 0,005), а теми, кто учится в Китае - стратегия бегство/избегание (p = 0,030).

Обсуждение результатов. Гипотеза исследования подтверди­лась. Выявлены различия в структуре копинг-стратегий китайских сту­дентов, получающих высшее образование на родине и приезжающих для этого в Россию. Стратегия планирования решения проблемы, кото­рая относительно чаще избирается студентами, приезжающими на уче­бу в Россию, большинством исследователей рассматривается как наибо­лее эффективная. Стратегия же бегства/избегания, относительно чаще предпочитаемая теми, кто обучается на родине, расценивается как наи­менее продуктивная. Стратегия принятия ответственности, которая также относительно часто используется китайскими студентами, обу­чающимися в России, способствует пониманию ими своих действий как причин возникающих трудностей; в этом ее возможный позитивный вклад в адаптацию. В то же время чрезмерное использование данной стратегии может приводить к необоснованной самокритике, что чревато развитием депрессивных состояний. Полученные нами результаты можно объяснить тем, что в другую страну приезжают учиться, как пра­вило, люди с выраженной установкой на активное преодоление трудно­стей, которые неизбежны в инокультурной среде.

Выводы. Принявшие участие в нашем исследовании китайские студенты, получающие образование в России, относительно часто ис­пользуют более эффективные и относительно редко - менее эффектив­ные стратегии, чем студенты, обучающиеся на родине. Тенденция ис­пользовать стратегию принятия ответственности создает у приезжих студентов предпосылку для переживания неоправданного чувства вины при возникновении трудностей.

Доценко А. Ю.

К ПОНЯТИЮ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ХОЛОДА»

У ДЕВУШЕК

В современном мире ученые отмечают кризис института семьи: все меньше браков заключается, все больше браков распадается - моло­дежь не хочет вступать в брак. В современной популярной и специаль­ной психологической литературе дана характеристика зависимости, контрзависимости, противозависимости, токсической любви, страха интимности, одиночества и других негативных феноменов, проявляю­щихся в семейной сфере. Причина данных явлений в неспособности людей быть вместе, устанавливать длительные, психологически интим­ные, близкие отношения с партнером. Базовым явлением, позволяющим интерпретировать описанные выше негативные феномены, считается синдром «эмоционального холода».

Отечественную интерпретацию синдром «эмоционального хо­лода» получил в работах А. С. Кочаряна (2007), Т. С. Асланян (2009), Н. Н. Терещенко (2007). В настоящее время «эмоциональный холод» определяется как неспособность человека начинать и поддерживать близкие доверительные отношения. Однако синдром «эмоционального холода» у девушек имеет свои особенности, связанные со спецификой его формирования, развития, диагностики и коррекции. Корни синдрома «эмоционального холода» следует искать в семье, в том статусе, кото­рый занимает дочь (ребенок женского пола) в отношениях с родителями либо лицами, выполняющими их функции. Многие исследователи под­черкивают роль родителей в эмоциональном и социальном развитии детей начиная с младенческого возраста. На последующее развитие синдрома «эмоционального холода» влияют перемены в составе семьи, а также примеры поведения родителей в различных жизненных ситуа­циях.

Вопросы диагностики и коррекции синдрома «эмоционального холода» у девушек на данный момент остаются открытыми. Так, «эмо­циональный холод» имеет стойкий характер, и по этому признаку может быть отделен от, например, близкого по внешним проявлениям, но обу­словленного ситуационными факторами состояния «отсутствия интере­са» к потенциальному партнеру. Коррекция синдрома «эмоционального холода» может быть проведена с использованием современных методов психологии.

Енчикова Е. С.