logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1

По мнению многих видных ученых, занимающихся проблемой ценностных ориентаций, несмотря на специфику подходов (Рубан Л. С., 1999; Леонтьев Д. А., 1997; Олпорт Г. У., 2002), система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека. При этом молодой возраст является периодом окончательного форми­рования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для становления ценностных ориентаций предпосылок: жизненное самоопределение, выбор жизнен­ного пути. Однако процесс становления может и нарушиться, приводя к возникновению феномена девиантного поведения, который в послед­нее время вызывает беспокойство все большего числа психологов.

В связи с этим нами была выдвинута гипотеза о существовании различий в системе ценностных ориентаций и личностных особенно­стей у нормативных и девиантных студентов, для проверки которой было проведено эмпирическое исследвоание. Эмпирическая часть ис­следования выполнена на базе филиала Ульяновского государственного университета в г. Димитровграде. В качестве респондентов выступали студенты в возрасте 21-23 лет, всего 107 человек. В исследовании ис­пользовались Ценностный опросник С. Шварца, методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (автор - Орел А. Н.) и 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С). В результа­те анализа различий систем ценностей студентов со склонностью к от­клоняющемуся поведению и студентов без отклонений в поведении, были выявлены статистически значимые по t-критерию Стьюдента раз­личия в значимости ценностей ограничительный конформизм (tэмп = 2,1711 при р<0,05), социальность ^эмп = 2,3196 при р < 0,05) и духовность (tэмп = 2,8624 при р < 0,01). Более высокая значимость цен­ности конформизма у нормативных студентов естественным образом характеризует их направленность на следование общепринятым прави­лам. С другой стороны, более низкая ценность конформизма у девиант-ных студентов характеризует их склонность к нарушению социальных норм и правил. То же самое касается ценности социальности - у норма­тивных студентов более высокая значимость социальности характеризу­ет их просоциальную направленность и, наоборот, у девиантных сту­дентов более низкая значимость социальности характеризует их асоци­альную ориентацию. Что же касается ценности духовности, то, видимо, более высокая значимость духовности для девиантных студентов свиде­тельствует об их стремлении найти гармонию, свое предназначение.

Далее, нами были проанализированы различия в личностных факторах согласно шкале Кеттелла. В результате нами были обнаруже­ны статистически значимые различия по t-критерию Стьюдента в пока­зателях факторов E «независимость-подчиненность» ^эмп = 3,830 при р < 0,01), F «озабоченность-беспечность» ^эмп = 2,170 при р < 0,05), Q1 «радикализм-консерватизм» ^эмп = 3,300 при р < 0,01) и Q3 «высо­кий самоконтроль-низкий самоконтроль» ^эмп = 2,580 при р < 0,05). Более высокие показатели фактора E у девиантных студентов характе­ризует их доминантность, самоуверенность, у нормативных же студен­тов наблюдается более оптимальное отношение к авторитетам. Более высокие значения фактора F у студентов со склонностью к отклонениямсвидетельствуют об их большей импульсивности, в отличие от студен­тов без отклонений в поведении, для которых больше характерна сдер­жанность. Высокие показатели у девиантных студентов по фактору Q1 свидетельствуют об их стремлении пересмотреть существующие принципы и, наоборот, для нормативных студентов более характерно стремление к поддержке устоявшихся традиций. Низкие оценки по фак­тору Q3 у девиантных студентов говорят об их недисциплинированно­сти, в отличие от нормативных студентов, которым более характерна дисциплинированность и точность в выполнении социальных требова­ний.

Петрова Н. В.