logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников

Изучение способов поведения и выявление проблем взаимодей­ствия детей в условиях этнической неоднородности приобретает особую актуальность. Мы исходим из того, что сенситивным периодом для формирования негативных гетеростереотипов, как источника ксенофоб-ного поведения, выступает подростковый возраст, и для его предупреж­дения, работу по развитию толерантности нужно начинать уже в до­школьном образовательном учреждении. Объектом исследования явля­ется поликультурная среда дошкольного образовательного учреждения. Предмет - уровень сформированнности этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - теоретиче­ское осмысление и практический поиск психолого-педагогических ус­ловий, способствующих формированию этнической толерантности старших дошкольников в условиях межэтнического взаимодействия. Гипотеза: психологическими особенностями развития этнической толе­рантности у старших дошкольников являются: активно формирующиеся этническое самосознание и идентификация с лицами своей националь­ной группы, этническая осведомленность. Процесс формирования этни­ческой толерантности дошкольников будет протекать успешнее, если воспитатель обладает высоким уровнем этнической толерантности и осуществляет выбор методов в зависимости от этнических установок дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были постав­лены следующие задачи: осуществить теоретический анализ изучения проблемы толерантности; исследовать уровень сформированности эт­нической толерантности у дошкольников; определить основные направ­ления деятельности по формированию этнической толерантности до­школьников. Испытуемыми в нашем исследовании выступили дети старшего дошкольного возраста ДОУ д/с «Солнечный» № 116. Всего обследовано 53 человека, из них 37 человек из группы, где регулярно проводится работа по формированию у детей этнокультурной грамотно­сти и 16 детей из группы, где не разработана программа целенаправлен­ной деятельности в сфере этнокультурного образования.

Использование модифицированного детского личностного во­просника Р. Кеттелла позволило определить исходный уровень сформи-рованности межличностной толерантности у старших дошкольников: толерантное поведение - 72%, интолерантное - 28%. Для уточнения и сопоставления данных по нашей выборке мы измерили уровень тревож­ности, агрессивности и эгоистической установки в межличностном взаимодействии, как показателей интолерантности, а также альтруисти­ческой установки, как показателя межличностной толерантности и их соотношение с помощью методики САТ. Тревожность: 19,4% - низкий уровень, 27,8% - средний, 52,8% - высокий уровень, что подтверждает результаты диагностики по предыдущей методике. Альтруистическая установка на межличностное взаимодействие - 58,3%, эгоистическая -41,7%.

В проективной методике «несуществующее животное» дети с высоким и средним уровнем межличностной толерантности изображали миролюбивых животных, линии рисунка равномерные, уверенные; ис­пытуемые с низким уровнем (интолерантные) изображали животных с клыками, рогами, человекообразных монстров, пострисуночный опрос выявил тенденцию к агрессивному поведению.

Для определения отношения дошкольников к иноэтничным сверстникам нами была проведена методика «сестренки». Чтобы вы­явить уровень знаний о других народах и национальностях, как важного показателя этнотолерантности, мы использовали метод индивидуальной беседы. Анализ данных указывает на то, что о своей этнической при­надлежности знают только 64% дошкольников в обычной группе и 92% в группе с элементами этнокультурного образования. Формирование этнической толерантности дошкольников основано на общих принци­пах психокоррекции. В качестве исходного материала для проведения серии занятий с детьми старшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать разработанную автором книжку-раскраску. Нами апроби­рованы некоторые возможности проведения занятий и исследования уровня сформированности этнической идентичности детей с помощью этого материала. В результате предпринятое коррекционное воздейст­вие актуализирует изменения в уровне сформированности межличност­ной толерантности дошкольников. Произойдет постепенное сокращение количества детей с низким уровнем межличностной толерантности и увеличение количества детей со средним и высоким уровнем межлич­ностной толерантности по выделенным показателям.

Садовская Т. В.