logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов

Создание инновационной модели высшего образования преду­сматривает внедрение системы психолого-педагогического сопровож­дения, которая способна обеспечить поддержку учебного процесса в пределах вуза. Учебный материал может быть представлен в разных модальностях, что создает «перцептивные» коридоры и задает направ­ление дальнейшей аналитико-синтетической переработки информации. В связи с этим индивидуальные репрезентации мира могут стать мише­нями психолого-педагогического влияния, а именно: при разработке средств и методов обучения, адекватных способам восприятия инфор­мации.

Целью эмпирического исследования является выявление роли стилевых особенностей восприятия в обеспечении успешности учебной деятельности студентов. В исследовании приняли участие 186 студен­тов первого и четвертого курсов Национального аэрокосмического уни­верситета им. Н. Е. Жуковского «ХАИ», из которых было сформировано две выборки:

  1. студенты технических специальностей - 105 человек;

  2. студенты гуманитарных специальностей - 81 человек.

В работе были использованы следующие методы: методика ди­агностики стилей кодирования информации (Фролова Е. В., 2010), шка­ла преобладания первой или второй сигнальной системы (1 или 2 СС) из опросника «ЧХТ», БИАС-тест (Б. Льюис, Ф. Пуцелик), тест «интеллек­туальная лабильность» (А. В. Козловский), методика определения типа мышления (Г. В. Резапкина), методика определения преобладающего типа запоминания, методика определения рефлексивности мышления, методика определения ригидности мышления.

В результате исследования были получены следующие выводы:

  1. студенты разных направлений подготовки имеют исходные различия в психофизиологических особенностях восприятия: студенты технического факультета являются левополушарными индивидами с доминированием словесно-речевого СКИ; студенты гуманитарного фа­культета - правополушарные индивиды с доминированием визуального, предметно-практического и сенсорно-эмоционального СКИ;

  2. в динамике распределения типов восприятия (с первого по четвертый курс) снижается уровень выраженности сенсорно-эмоционального СКИ и 1 СС независимо от направления подготовки. У студентов гуманитарного факультета повышается выраженность сло­весно-речевого СКИ и 2 СС. Таким образом, влияние системы высшего образования отражено в уменьшении доли сенсорных и эмоциональных факторов в восприятии информации, а также в росте восприятия смы­словой составляющей информации и уровня развития способностей к символизации. Более чувствительными к такому влиянию являются студенты-«гуманитарии», поскольку исходный уровень развития систем восприятия и переработки информации представлен первосигнальными средствами восприятия;

  3. успешность обучения студентов на первом курсе слабо де­терминирована их особенностями восприятия и переработки информа­ции. На выпускных курсах происходит «предметная стилевая специали­зация», которая связана с формированием учебных стратегий на основе преобладающих стилей восприятия. Это приводит к специализации сту­дента на определенных средствах восприятия и переработки учебной информации и отражается в возникновении корреляционных связей между стилями кодирования информации и показателями академиче­ской успеваемости;

  1. успешность обучения студентов технических направлений подготовки обусловлена положительным влиянием сенсорно-эмоционального СКИ, который связан с гибкостью мышления, способ­ностью объединять учебную информацию, представленную в разных модальностях, и создает предпосылки подготовки инженерных кадров в определенной прикладной области. Развитый словесно-речевой СКИ снижает эффективность обучения по техническим направлениям подго­товки, так как создает предпосылки формирования «ученого-теоретика» и связан с ригидностью познавательной сферы, что затрудняет усвоение учебной информации, преобразование учебного материала в разные формы его презентации;

  2. успешность обучения студентов гуманитарных направлений обусловлена положительным влиянием визуального СКИ и уровня раз­вития 2 СС. Эти стили связаны с рефлексивностью и гибкостью мышле­ния, что создает предпосылки для формирования словесно-логического мышления и обеспечивает эффективность усвоения учебной информа­ции за счет более осознанного отношения к обучению, способности к переводу информации в разные формы представления. Отрицательное влияние на отдельные показатели успешности обучения имеют пред­метно-практический и сенсорно-эмоциональный СКИ за счет снижения продуктивных характеристик познавательной деятельности.

Хвоина Т. В.