logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах

Состояние современной цивилизации, характеризующееся чрезвычайно высокими темпами ее изменения, общественным прогрес­сом, создает условия высокой конкурентности в различных сферах про­фессиональной деятельности. Залогом достойного существования чело­века, его защитой от безработицы становится все более качественное выполнение им деятельности на высоком профессиональном уровне. В обществе складывается своеобразный культ профессионализма, когда все, что по-настоящему профессионально, дорого ценится (и в мораль­ном, и в материальном плане). Чем более профессионален труд челове­ка, тем больший вклад он вносит в общественный прогресс, способствуя благу других людей, и в то же время, тем в большей степени человек реализует самого себя. Процесс личностно-профессионального развития с учетом интегративного характера психолого-акмеологических разра­боток стал предметом специальных исследований относительно недав­но. В контексте обозначенной проблемы все еще недостаточно изучены вопросы профессионализации личности будущего специалиста. В структурном отношении на первый план профессионализма выходит индивидуальное «Я» профессионала, которое и задает профессиональ­ную деятельность (в этом мы видим механизм профессиональной само­реализации). В данном случае профессиональные нормы как бы напол­нены индивидуальным «Я» профессионала, что выступает источником личной значимости профессиональной деятельности, ответственности за порученное дело, внутреннего контроля профессиональной деятель­ности, то есть поиска причин успеха - неуспеха в себе самом и внутри профессии, формирования индивидуального почерка профессионала.

Профессиональное обучение направлено на стимулирование у обучаемых психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации (освоения профессии, адап­тации к профессии, овладения мастерством и творчеством в профессии, повышения квалификации и т. д.). Главной целью профессионального обучения является формирование, проектирование личности специали­ста, эффективно осуществляющей трудовую деятельность, наиболее полно реализующей себя в труде, владеющей рядом качеств и умений, необходимых для данной профессии. К последним относятся: активное целеполагание в трудовой деятельности, умение осуществлять ее на уровне высоких заданных стандартов, в том числе в новых неопреде­ленных профессиональных условиях и ситуациях, при решении неиз­вестных профессиональных задач; готовность в последующей трудовой и профессиональной деятельности освоить необходимые, но пока отсут­ствующие профессиональные знания, умения, технологии и при необ­ходимости - новую профессию; владение базовыми способностями и функциями, общими для широкого круга профессий и обеспечивающи­ми переход от одной профессии к другой для поддержания конкуренто­способности на рынке труда. Личностное пространство обучающегося в ходе профессионального обучения находится в постоянной динамике и определяется, в значительной мере, теми профессиональными задача­ми, которые в настоящее время осваиваются в обучении. На каждом из этапов профессионального обучения важно предусмотреть не только формирование определённых знаний и умений, но и последовательное развитие психических качеств. В последнее время профессиональное обучение и образование становится все более гибким, отвечающим по­требностям личности. Быстрая смена технологий в разных сферах про­изводства и изменения в социальном мире требуют, чтобы профессио­нальная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития выпускника учебного заведения, успешную адаптацию к изменяющему­ся миру. Меняются задачи образования, ими становятся не только ус­воение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и усвоение приемов самостоятельного поиска ин­формации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессио­нальных задач, приемов потенциального переучивания на другую про­фессию и специальность.

Итак, этап профессионального обучения является важнейшим в становлении и развитии будущего специалиста. Именно в этот период профессионализации начинают формироваться профессионально важ­ные качества, намечается принятие на себя роли профессионала, уточ­няются профессиональные мотивы, а также складывается адекватное представление о выбранной профессии. Все это является залогом даль­нейшего личностного и профессионального развития в достижении вершин профессионализма.

Морозов А. В. Петрова Л. Е.