logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин

В высшем учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Сре­ди них важное место занимает вузовская лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечиваю­щий целостность и законченность его восприятия студентами. Однако традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обу­словлены следующим: лекция приучает к пассивному восприятию чу­жих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся; одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обу­чающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается ведущим методом обучения. В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций.

Современная методика насчитывает свыше 250 различных ме­тодов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее эффектив­ным методом обучения, особенно в преподавании психологических дисциплин, является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку психологическая компетентность будущего специалиста про­является в умении эффективно взаимодействовать в разных жизненных ситуациях. Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему. Если в традиционной лекции используются преимущест­венно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируе­мых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач.

Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстанов­ка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучаю­щихся для ее правильной оценки и разрешения. Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разреше­ния не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее. Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит до­полнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения. Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы. Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями). Преподаватель должен не только разре­шить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстриро­вать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффектив­ность, так как по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными.

Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по материалам научных исследований): групповые формы -90%, дискуссии - 75%, работа с книгой - 15%, лекции - 5%.

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором и в конеч­ном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоен­ные таким образом, становятся достоянием слушателей, т. е. в какой-то степени знаниями-убеждениями. Во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления). В-третьих, решение проблемных за­дач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (разви­вающий эффект). В-четвертых, подобного рода лекция повышает инте­рес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).

Пахмутова М. А. Розум С. И.

САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИЙ

ТЕОРИИ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самоорганизация личности является актуальной темой как для практической, так и для фундаментальной психологии. Психология на­чала свое развитие с «классического» периода, но стремясь к получе­нию полноценного знания о своем объекте, постепенно перешла в «не­классическую» стадию. В 90-х годах прошлого века появились работы, посвященные теории самоорганизующихся психологических систем (Клочко В. Е., 2005). Авторы этих работ считают, что психология всту­пает постепенно в постнеклассический период развития науки и мето­дологии, так как самоорганизующийся объект не свойствен «некласси­ческой» парадигме.

Понятие «самоорганизация» было заимствовано из кибернети­ки. С точки зрения кибернетики, система изначально стремится к неко­торой цели, которая становится системообразующим фактором. Синер­гетика рассматривает самоорганизацию как процесс упорядочения в открытой системе за счет согласованного взаимодействия множества составляющих ее элементов и не предполагает заранее определенной цели. Самоорганизация личности происходит по-разному в различных ситуациях. Поскольку самоорганизация является проявлением внутрен­них процессов, т. е. активизируется силами самой системы, то мы мо­жем говорить о самоорганизации личности как субъекта деятельности.

Создание психологических концепций субъекта принадлежит трудам отечественных психологов (А. В. Брушлинский, Б. Г. Ананьев и др). Б. Г. Ананьев в качестве одной из системных психологических ха­рактеристик человека использует понятие «субъект деятельности». Субъект деятельности содержит в себе те качества человека, которые характеризуют его как активное деятельное существо. Поэтому, рас­сматривая самоорганизацию личности, целесообразно сфокусировать внимание на структуре субъекта деятельности, характеризующейся ак­тивностью всех «само-» процессов. Вот что писал сам Б. Г. Ананьев о субъекте деятельности: «Особенно важным представляется комплексное исследование субъекта определенной массовой деятельности в отноше­нии различных потенциалов и тенденций развития личности. Изучение сложной совокупности актуальных и потенциальных характеристик человека как субъекта деятельности - важнейшая задача всех наук о человеке» (Ананьев Б. Г., 1980).

Таким образом, можно предположить, что субъект деятельно­сти является не только носителем активизирующего механизма процес­са самоорганизации, но также содержит в себе потенциальные качества, способные проявить себя в данном процессе. Обмен информацией, энергией и веществом с внешней средой является условием развития человека. Но человек как личность, развиваясь и изменяясь, тем не ме­нее, сохраняет в определенной степени некоторое постоянство (напри­мер, мотивов, установок, смыслов и т. д.). Известно, что в структуре личности имеются некоторые подструктуры, которые и обеспечивают это относительное постоянство, такие, например, как самооценка (точ­нее - «уровень собственного достоинства», по Т. Шибутани), усвоенные нормы и ценности. Б. Г. Ананьев предложил представлять человека не только как открытую, но и как закрытую систему. Точнее говоря, пред­положил наличие закрытой системы внутри открытой: «Подход с этой стороны к явлениям человеческой индивидуальности нам представляет­ся весьма перспективным. Именно в этих явлениях как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей.

В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в от­крытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» - ядро человеческой личности» (Ананьев Б. Г., 1980). Далее он го­ворит о том, что через сложные переходы из закрытой системы в откры­тую человек вносит свой вклад в материальную и духовную культуру общества. Можно предположить, что субъект деятельности является в такой схеме неким посредником между индивидуальностью (закрытой системой) и личностью (открытой системой) посредством активности.

Таким образом, рассматривая процесс самоорганизации лично­сти, целесообразно фокусировать внимание на такой подсистеме, как субъект деятельности. Исследования отечественных психологов дали серьезный толчок к развитию концепции субъекта и субъектной дея­тельности. Будучи активной структурой, способной направлять свои силы не только вовне, но и на себя, и содержащей потенциалы развития личности, субъект деятельности, возможно, является ключом к понима­нию многих самопроцессов личности, в том числе и процесса самоорга­низации.

Пилипенко К. М. Коскина Е. Н.