logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни

Последние годы в отечественной психологии наблюдается по­вышение интереса к субъективной картине жизни человека. Становится ясно, что недостаточно изучения отдельных психических процессов и феноменов, и актуальность приобретает целостное изучение личности, важной частью которого является рассмотрение жизненного пути чело­века. Жизненный путь - индивидуальная история личности, ее содержа­ние, мировоззренческая суть (Логинова Н. А., 1991). В его структуру входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. События - основная «единица» всякого истори­ческого процесса, в том числе и биографии человека (Логинова Н. А., 1985). Б. Г. Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н. А. Логинова добавляет к ним события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

В настоящее время с разработкой проблемы жизненного пути личности тесно связаны исследования психологического возраста. Лич­ность живет не только в «психологическом поле», но и в «психологиче­ском времени» и вне индивидуального временного контекста не может быть исчерпывающе и адекватно понята.

Для исследования нами был выбран период кризиса середины жизни. Выбор обусловлен тем, что кризисы - это те самые остановки, во время которых человек осмысливает отрезок пройденного пути, ут­верждается в его значимости, иногда переоценивает ценности

(Хухлаева О. В., 2009). Таким образом, кризисный период наиболее удачен для проведения ретробиографического исследования, так как люди естественным образом проводят осмысление своего пройденного жизненного пути.

С целью изучения особенностей восприятия жизненного пути в период кризиса середины жизни нами было проведено пилотажное ис­следование. В исследовании приняли участие 56 человека, 40 женщин и 16 мужчин, в возрасте от 40 до 45 лет, жители города Самара. В иссле­довании использовались методика «оценивание пятилетий жизни» А. А. Кроника, методика «сколько Вам лет» Б. Г. Ананьева, методика «формирование списка событий» А. А. Кроника, авторская модифика­ция методики «техника фотовизуализации прошлого в психобиографи­ческом исследовании личности» Н. Р. Халапян. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью индуктивного контент-анализа. В качестве метода статистической обработки использовался коэффици­ент ранговой корреляции К. Спирмена. Была установлена статистически значимая взаимосвязь между психологическим возрастом как оценива­нием прошлого, настоящего и будущего (методика А. А. Кроника) и психологическим возрастом по внутреннему самоощущению (методика Б. Г. Ананьева) - 0,476 при р < 0,05; между психологическим возрастом как оцениванием прошлого, настоящего и будущего и хронологическим (паспортным) возрастом - 0,438 при р < 0,05. Между психологическим возрастом по внутреннему самоощущению и хронологическим (пас­портным) возрастом статистически значимой связи не установлено. При анализе списка наиболее значимых, по мнению испытуемых, жиз­ненных событий (методика А. А. Кроника) было выявлено, что в 86% случаев это события-обстоятельства, т. е. возникающие не по воле субъ­екта; 13,3% составляют события-поступки, и только одним испытуемым было написано событие-впечатление. Лишь в 3% случаев упоминаются негативные события, такие как смерть близкого человека, тяжелая бо­лезнь, развод. Для 100% испытуемых значимыми событиями жизни яв­ляются свадьба и рождение ребенка. 100% респондентов мужского пола считают значимым событием службу в армии. Кроме того, к числу важ­ных жизненных событий наиболее часто относят события, связанные со школой, поступлением в университет, получением диплома, профес­сиональной деятельностью или изменениями в межличностных отно­шениях. Кроме того упоминаются события, связанные с материальными ценностями - покупка квартиры, машины, строительство дома. Для час­ти испытуемых значимыми оказались события не их собственной жиз­ни, а жизни детей - поступление ребенка в школу, университет. Таким образом, психологический возраст как оценивание прошлого, настояще­го и будущего связан с хронологическим возрастом и возрастом по внутреннему самоощущению. Наиболее распространенными являют­ся события-обстоятельства. Самыми значимыми событиями жизни ис­пытуемые считают свадьбу и рождение ребенка.

Москвина Е. А. Галимзянова М. В.