logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен

Конфликтологическая наука, на современном этапе своего раз­вития, признает конфликт в качестве закономерного и необходимого компонента социальных, в том числе и межличностных, отношений и считает, что последний может обладать не только деструктивной, но также и конструктивной функциональностью. В процессе анализа кон­структивных функций межличностного конфликта, как нам кажется, вполне отчетливо проясняется одно определяющее обстоятельство, а именно что данные функции в полной мере действенны лишь в том слу­чае, если конфликт (как на эмоциональном, так и на проблемном уров­не) будет осознанно пройден или изжит в полной мере. Если же его нормальное течение будет по каким-либо причинам прервано (напри­мер, в результате избегания или насильственного подавления), то дейст­вительность вышеотмеченных функций становится проблематичной (Спиридонов Я. В., 2008). Отмеченное обстоятельство подтверждается многими исследователями в области конфликтов (Хасан Б. И. 2003, Корнелиус Х., Фейр Ш., 1994). Вышеотмеченное условие (или обстоя­тельство) конструктивности межличностного конфликта, на наш взгляд, может отражаться понятием «конфликтная конгруэнтность». Анализ данного психологического феномена дается ниже. Понятие конгруэнт­ности в психологический обиход ввел К. Роджерс. Это одна из наиболее важных категорий в его теоретической и психотерапевтической систе­ме. «Конгруэнтность, - пишет К. Роджерс, - является термином, кото­рый мы используем для обозначения точного совпадения переживаний и осознания. В дальнейшем его можно распространить на совпадение переживания, сознания и общения» (Роджерс К., 2000).

Отечественные психологи А. Б. Орлов и М. А. Хазанова пони­мают конгруэнтность как процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражении в поведении способами, не травмирующими других людей (Орлов А. Б., Хазанова М. А., 1993). Вместе с тем категория конгруэнтности, на наш взгляд, предполагает возможность дифференциации применительно к специфическим областям человеческого взаимодействия. Так, Р. Нельсон-Джоунс, анализируя функционально-содержательный аспект Я-концепции в рамках клиент-центрированного подхода, отмечает, что последнюю можно рассматривать как структуру, состоящую из различ­ных Я-концепций, каждая из которых может быть более или менее важ­ной относительно других, связанных различными способами. Причем тогда, как одни Я-концепции могут соответствовать реальным пережи­ваниям, т.е. быть конгруэнтными, другие, напротив, могут, в различной степени, не соответствовать реальным переживаниям, т. е. быть некон­груэнтными. Различные Я-концепции могут отражать различные сферы жизнедеятельности (Нельсон-Джоунс Р., 2000).

Таким образом, можно предположить, что в структуре Я-концепции может иметь место специфическая Я-концепция, отра­жающая совокупность представлений о себе в специфической сфере конфликтного взаимодействия. В соответствии с этим мы выделяем, в качестве относительно самостоятельного, такое свойство субъекта, как конфликтную конгруэнтность, которое определяется как процесс адек­ватного осознания своих конфликтных переживаний и их реализации на коммуникативном, поведенческом уровне.

Под конфликтными переживаниями мы понимаем спектр эмо­ций, связанных с противоречиями и проблемами в межличностных от­ношениях (Спиридонов Я. В., 2006). В структуре конфликтной конгру­энтности мы выделяем три компонента: рефлексивный компонент, ком­понент реализации и компонент коррекции. Первый компонент пред­ставляет собой осознание собственных конфликтных переживаний. По сути, это частный элемент Я-концепции, отражающий совокупность представлений о своих конфликтных диспозициях и негативных эмо­циональных переживаний в отношении окружающих. В свою очередь, второй компонент образуется механизмами конструктивной реализации конфликтного потенциала. Он определяется актуальными целями лич­ности в заданном ситуативном контексте. И, наконец, третий компонент включает в себя механизмы реконструкции первого компонента в поль­зу большего соответствия поведенческим и психоэмоциональным про­явлениям. Он, прежде всего, опирается на процесс скрупулезного ана­лиза содержания обратной связи, отражающей объективные проявления конфликтной активности личности.

Ткачишина О. Р.