logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*

* Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Кадры», ГК № 2564 от 25.11.2009

В современных условиях государство связывает развитие ры­ночной экономики с таким видом деятельности, как предприниматель­ская, для этого оно, в частности, стремится решить следующие важные задачи: активизация развития предпринимательства, создание предпри­нимательской среды, формирование у населения положительного об­раза предпринимателя. Решение данных задач может содействовать за­нятости населения, защите от безработицы, снижению напряженности на рынке труда, поддержке трудовой и предпринимательской инициати­вы граждан. Эта поддержка осуществляется посредством реализации программ содействия начинающим предпринимателям с целью привле­чения в эту сферу заинтересованных, энергичных людей, готовых орга­низовать свой бизнес. Поэтому мы решили исследовать личностный и коммуникативный потенциал молодых людей, обучающихся в Институ­те инженерного предпринимательства (ИИП). Молодые люди (41 чело­век в возрасте от 18 до 25) были протестированы батареей методик, в состав которой вошли: тест «жизнестойкость» С. Мадди (адаптация Леонтьева А. Д. и Рассказовой Е. И., 2006), «опросник самоорганизации деятельности» Мандриковой Е. Ю. (2007), опросник «якоря карьеры» Э. Шейна (2001). Измерение коммуникативного потенциала осуществ­ляли с помощью методики «диагностика особенностей общения» Недашковского В.Н. (2002).

В результате тестирования группы молодых людей из ИИП и по­следующей статистической обработки были получены данные, характе­ризующие их коммуникативно-личностный потенциал. Учитывая полу­ченные значения показателей жизнестойкости (суммарный показатель составил 105,6 ± 14,08 балла), студентов ИИП можно характеризовать как людей, готовых пойти на риск, но не склонных вовлекаться в разно­образную активную деятельность и слабо контролирующих происходя­щие с ними события. Очевидно, что это может затруднить им осуществ­ление будущей предпринимательской деятельности.

Средние значения показателей опросника самоорганизации дея­тельности в изучаемой выборке почти все ниже среднего (суммарный показатель самоорганизации составил 122,78 ± 16,94балла). Следова­тельно, студенты ИИП мало планируют свою ежедневную активность и не стремятся прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, но это, в свою очередь, позволяет им достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, что является прогностически благоприятным знаком.

По результатам методики «якоря карьеры» (суммарный показа­тель по методике 6,7 ± 0,8 балла) мы можем сказать, что испытуемые способны управлять людьми для решения важных задач, для них харак­терна самостоятельность в трудовой деятельности, стремление самим определять когда, над чем и сколько работать. При этом они не уверены в собственной компетентности, но стремятся помогать миру, делать его лучше, и на данный момент у них не выражен интерес к созданию соб­ственного бизнеса.

Оценка коммуникативного потенциала показала (суммарный по­казатель по методике ДОО 15,2 ± 2,41), что молодые люди из ИИП в общении хорошо понимают собеседника, могут «настроиться на его волну», они способны понять свои чувства и желания в процессе ком­муникации, при этом они не всегда могут сохранить границы в обще­нии, могут попасть в ситуацию межличностного «слияния с собеседни­ком», и не всегда у них получается ясно и однозначно высказать свою позицию собеседнику. Как видим, их коммуникативная компетентность требует развития.

Таким образом, молодые люди, обучающиеся предприниматель­ской деятельности в ИИП, на данный момент не полностью психологи­чески готовы к ней. В структуре их личностно-коммуникативного по­тенциала обнаружились как ресурсные, так и дефицитарные компонен­ты. Они способны пойти на риск, не склонны «застревать» на одном деле, могут управлять людьми. Молодые люди хорошо справляются с ситуацией конкуренции, но они мало вовлекаются в деятельность, им необходимо развивать способность к самоорганизации. В общении им нужно развивать умение держать межличностные границы, для того чтобы не становиться «безмолвными соглашателями» и учиться ясно и правильно выражать свои мысли собеседнику. Для этого им необходима помощь в виде психологического сопровождения во время обучения или индивидуальной работы с психологом. Успешность их будущей предпринимательской деятельности зависит не только от их стремления получить необходимые экономические знания, но и от желания разви­ваться как личность.

Буравцова Н. В. Столбикова М. Ю.

ВЛИЯНИЕ ЗНАЧИМЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

НА РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Феномен Я-концепции является центральным личностным об­разованием, оказывающим влияние на все проявления человека. При этом личность не может определить себя безотносительно к систе­ме своих «социальных ролей» иначе, как путем указания групп, к кото­рым она принадлежит, с которыми соотносятся ее индивидуальные свойства. Она может идентифицировать себя с ними, отстраняться и противопоставлять себя им, но во всех случаях они служат для лично­сти точкой отсчета. Потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом, формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего существования.

Чтобы получить полную картину личности, ее следует рассмат­ривать одновременно как уникальную и неповторимую сущность, с од­ной стороны, и как гомогенную и унифицированную - с другой. Я-концепция включает в себя подсистемы, определяющие регуляцию самосознания и социального поведения: личностную идентичность (от­носящуюся к самоопределению в терминах физических, интеллектуаль­ных и нравственных черт) и социальную идентичность (складываю­щуюся из отдельных идентификаций и определяющуюся принадлежно­стью человека к различным социальным категориям). Когда на первый план выходит социальная идентичность, личность начинает восприни­мать себя и других членов группы как имеющих общие характеристики, определяющие группу как единое целое, субъективно идентифицирует себя с релевантной группой (Тэрнер В., 1983).

С помощью опросника самоотношения В. В. Столина, методики выявления социально-перцептивной дифференциации малых групп Н. П. Фетискина и теста «q-сортировка» В. Стефансона исследовались взаимосвязи представлений личности, включенной в референтную группу, о себе и об отношении к ней значимых других. Выборку соста­вили учащиеся 11 класса общеобразовательной школы (24 чел.) и сту­денты второго курса НГУЭУ (25 чел.). Предварительное анкетирование подтвердило референтность данных групп для респондентов.

У школьников выявлена прямая взаимосвязь между самоодоб­рением и стремлением к развитию коммуникативных процессов в груп­пе (Rs= 0,42, p < 0,04). С увеличением самопонимания, веры в свои силы и способности, при адекватной оценке своих возможностей возрастает потребность в общении с членами значимой группы (Rs = 0,43, p < 0,03). Чем выше их самоуважение, тем более позитивного отноше­ния они к себе ожидают. При росте уверенности в том, что группа отне­сется к ним с пониманием и интересом, они охотнее идут на контакты, проявляют инициативу в обсуждениях.

В данном возрасте движение личности к самосознанию и лич­ностному росту обусловлено двумя взаимосвязанными механизмами, один из которых относится к тому, что требует социальная среда от конкретной личности, а вторая - к чему она может стремиться в данном взаимодействии. Исходный момент самосознания личности - её статус в значимом обществе, равно как и статус общества, в котором складыва­ется и формируется личность (Ананьев, Б. Г., 1977).

Студенты более ориентированы на поиск и обнаружение в себе ин­дивидуальных и личностных качеств. На передний план у них выступает личностный выбор и самореализация. Выявлено обратное взаимовлияние самовосприятия и позитивного отношения к группе (Rs = -0,94, p < 0,05). Чем выше самоодобрение и позитивная самооценка, тем ниже интерес к группо­вым вопросам и проблемам (Rs = -0,86, p < 0,05). Подтверждение этому мож­но найти в работах И. С. Кона (1984), С. Л. Рубинштейна (2000), рассматри­вающих тенденции к самореализации сквозь призму осознания собственных личностных особенностей и стремления к повышению уровня персонализа-ции. Интерес к собственным мыслям, эмоциям взаимосвязан с уклонением от совместной деятельности, с нежеланием принимать установленные в группе нормы и ценности (Rs = 0,76, p < 0,02), ограничением контактов (Rs = 0,74, p < 0,03). Эти выводы согласуются и с концепцией Г. Олпорта (2002), что на данном этапе личностного развития молодым людям присущи тенденции к нарушению равновесия («открытость» в плане взаимодействия со средой): для них более значимо проявление индивидуальности, а не идентификация с референтной группой. Развиваясь, личность вырабатывает свое отношение к социуму, стремится соответствовать или не соответствовать своей деятель­ностью и качествами стандартам социального окружения. Самоотношение рождается сначала между человеком и значимыми для него людьми и только потом становится главной составляющей его внутреннего мира.

Валитова В. Р. Гуцунаева С. В.