Просоциальное поведение в сети интернет
С каждым годом Интернет играет все более значительную роль как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни человека. Увеличивается и количество исследований, направленных на изучение данной среды. Однако несмотря на рост интереса к Интернету, проблема просоциального поведения в сети остается слабо освещенной. При этом, как и в других социальных общностях, в интернет-сообществах оно имеет большое значение. В нашей работе мы постарались выявить особенности просоциально активных пользователей интернет-сообществ, отличающие их от участников, редко или совсем не оказывающих помощи в сети Интернет. В исследовании приняли участие 120 человек (38 мужчин и 82 женщины), в возрасте от 15 до 76 лет (средний возраст -30 лет).
Для сбора информации были использованы следующие методы:
1) 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма C);
2) «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
3) авторская методика «уровень альтруизма»;
4) авторская методика «мотивация просоциального поведения в сети Интернет».
Для обработки данных использовались критерий корреляции Спирмена, критерий Шеффе, хи-квадрат Пирсона. Среди полученных данных, во-первых, стоит отметить, что люди, осуществляющие просо-циальное поведение в сети Интернет, часто помогают другим участникам сообщества несколькими различными способами одновременно (отвечают на вопросы, создают контент, модерируют сообщество и т. д.). Во-вторых, была обнаружена взаимосвязь между результатом обращения индивида за помощью в сети Интернет и его просоциальным поведением. Респонденты, осуществляющие просоциальное поведение, ранее получали необходимую помощь в ответ на обращение к другим участникам интернет-сообщества с просьбой совершить какое-либо действие в сети Интернет (р = 0,010): принять участие в опросе, голосовании, подписании петиции, помочь в онлайн-игре и т. п. Вероятно, этот результат может объясняться формированием у респондента позитивного отношения к сообществу и его участникам из-за оказанной ему помощи. Однако подобной зависимости между просоциальным поведением и результатом обращения за советом выявлено не было, что, возможно, объясняется меньшей эмоциональной значимостью получения такого вида помощи, а следовательно, и меньшей силой воздействия на индивида. В-третьих, было выявлено, что для респондентов, совершающих просоциальные поступки в сети Интернет, характерна большая значимость мотивов познания (р = 0,032) и совместной деятельности при использовании Интернет (р = 0,000), чем для индивидов, их не совершающих.
Индивиды, придающие большое значение использованию Интернет для совместной деятельности, чаще других откликаются на просьбы совершить действие, ответить на вопрос, чаще создают контент. Их большая просоциальная активность может быть объяснена тем, что они зависимы от мнения и требований группы, стремятся работать и принимать решения вместе с другими людьми (р = 0,012). В то же время индивиды, имеющие высокую мотивацию познания при использовании Интернет, имеют более высокий уровень альтруизма (р = 0,012).
Таким образом, связь мотивов познания и совместной деятельности при использовании Интернет и просоциального поведения может быть объяснена несколькими причинами: высоким уровнем альтруизма у индивида (при мотивации познания) и зависимостью индивида от группы (при мотивации совместной деятельности). Кроме того, существует взаимосвязь между мотивацией просоциального поведения в сети Интернет и социально-психологическими свойствами индивида: индивиды, осуществляющие просоциальное поведение для получения благодарности, более чувствительны к одобрению окружающих (p = 0,021), но менее склонны к сотрудничеству с незнакомыми людьми и к проявлению лидерских качеств (p = 0,037). Кроме того, мы выяснили, что у людей, не совершающих просоциальных действий в Интернете, уровни эмпатии (р = 0,046) и альтруизма (p = 0,011) ниже, чем у индивидов, откликающихся на просьбу совершить какое-либо действие в сети Интернет. Помимо этого, была обнаружена взаимосвязь между стажем использования Интернет и некоторыми личностными особенностями индивида: чем больший стаж имеет респондент, тем он менее альтруистичен (р = 0,002) и общителен (р = 0,017), и тем более склонен к заниженной самооценке (р = 0,001).
Казаковский А. В.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ
И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
В настоящее время наблюдается тенденция негативного отношения к рекламной продукции. Например, некоторые люди принципиально не покупают то, что рекламируется, или просто выключают звук у телевизора, когда художественный фильм прерывается рекламой. Поскольку реклама является посредником между самим товаром и потенциальными покупателями, то плохое к ней отношение может привести к тому, что у людей сложится негативный образ продукта или услуги (в связи с тем, что реклама этого продукта им не понравилась).
В проведенном исследовании акцент был сделан на изучение рекламных предпочтений (на примере телевизионной рекламы соков) и характеристик личности молодых людей и девушек, заканчивающих высшее учебное заведение. Участникам исследования предлагалось ответить на определенный ряд вопросов, касающихся самого рекламируемого продукта - сока, существующей рекламы об этом товаре и качеств, которыми должно обладать идеальное рекламное сообщение (с целью определения характеристик, связанных с предпочтениями рекламы).
В результате исследования было показано, что основными критериями выбора определенной марки сока, которыми руководствуются молодые люди и девушки при покупке, являются, во-первых, вкусовые качества (50% респондентов дало такой ответ), во-вторых, соотношение цены и качества (34% респондентов), в-третьих, известность бренда (16%). Данное распределение соответствует равномерному (p > 0,1). На вопрос о том, каким должен быть идеальный сок, респонденты ответили, что, в первую очередь, соку стоит быть натуральным (так считают 67%), 18% считают, что сок должен быть вкусным, а остальные говорят, что сок должен утолять жажду (15%). На просьбу вспомнить и описать какую-либо из демонстрировавшихся по телевизору рекламных роликов о соке, 58% участников исследования назвали рекламу сока, в которой принимали участие дети, были семейные сюжеты и юмор. 12% людей вспомнило рекламу, так как в ней демонстрировалась роскошь и претензия на превосходство (со слов респондентов). 10% респондентов отметили рекламу, которая им запомнилась из-за участия красивой актрисы. И лишь 20% опрошенных ничего не смогли вспомнить.
Рекламные ролики, которые понравились молодым людям и девушкам статистически значимо не отличаются по своим характеристикам и их портреты максимально близки к их представлениям об идеальной рекламе (p > 0,1): реклама должна быть оптимистичной и поднимающей настроение, оригинальной и веселой, главный актер должен нравиться зрителям, а музыка должна сочетаться с сюжетом (результаты получены при помощи метода семантического дифференциала).
Характеристики видеороликов, которые не понравились юношам и девушкам, так же схожи (p > 0,1). Реклама не нравится, если она пессимистичная и грустная, используется обыденный сюжет, содержит мало информации о самом товаре, музыкальное сопровождение не сочетается с сюжетом, а актер не нравится. При сравнении портретов понравившегося и непонравившегося рекламного ролика (полученных методом семантического дифференциала) обнаружены статистически достоверные различия (p < 0,05) по таким характеристикам рекламы, как эмоциональность, навязчивость, искренность, соотношение между музыкальным сопровождением и товаром. Так, лучше будет восприниматься реклама: оптимистичная и поднимающая настроение, деликатно преподносящая товар, вызывающая позитивные эмоции, доверие (без ощущения того, что клиентов обманывают), с участием актеров, которые нравятся, и гармоничным музыкальным фоном.
Оказалось, что личностные особенности юношей и девушек с рекламными предпочтениями не связаны. На выбор рекламного сообщения как понравившегося или непонравившегося, в первую очередь, влияет форма предъявления рекламы, а не черты личности. Таким образом, ключевым моментом, от которого зависят рекламные предпочтения, является форма предъявления рекламы, а не индивидуальные характеристики респондентов.
Калмыкова А. И.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова