Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
Феномен толерантности/интолерантности к неопределенности тесно связан с актуальными проблемами современности. Всевозрастающие потоки информации и стремительное увеличение темпа жизни, перемены в жизни российского общества породили проблему глобальной неопределенности человеческого существования. В этих условиях возрастает интерес к данному феномену. Термин «интолерантность к неопределенности» ввела Э. Френ-кель-Брунсвик в 1949 г., изучением этой проблемы занимались такие исследователи, как Г. Хофстед (1967-1980), С. Баднер (1992), А. Гусев (1999), Е. Луковицкая (1998) и др. Неопределенность как исторический фактор хорошо выделил А. Тойнби, который говорил: «Неопределенность - постоянная спутница людей, вышедших на широкую дорогу цивилизации. Путь этот полон неожиданностей и все это сопровождается как удивительной деморализацией, так и редкостным героизмом...» (Мусин К., 2005).
Источников неопределенности множество в жизни человека, но, прежде всего, - это недостаточность наших знаний об экономической сфере, окружающем мире. Другой источник неопределенности - это случайность, то, что в сходных условиях происходит неодинаково, что заранее нельзя предугадать (Дынкин А. А., 2002). Кроме того, источником может служить новизна проблемы, ее сложность, неразрешимость, что усиливает фрустри-рующее действие любой трудной жизненной ситуации. (Баднер С., 1982). Ситуации неопределенности могут приводить человека к замешательству, беспорядку, тревоге и стрессу.
На первом этапе своей работы мы поставили перед собой цель выявить уровень интолерантности к неопределенности в различных половозрастных группах и проследить взаимосвязь интолерантности к неопределенности с типами реагирования в стрессовых ситуациях. Используя в исследовании методику «толерантность к неопределенности» С. Баднера и тест «рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга, а также математико-статистические методы обработки данных (Т-критерий Стьюдента и коэффициент Пирсона), мы выявили, что:
1) у молодежи (респондентов до 30 лет) более высокий уровень интолерантности к неопределенности (ср. зн. = 70,0; n = 20), чем у респондентов старшего возраста (ср. зн. = 62,1; n=20) (различия значимы при p < 0,01); в частности, по таким ее составляющим, как: новизна проблемы и сложность проблемы - у молодежи эти показатели выше, чем у старшего поколения (при p < 0,05);
-
у мужчин уровень интолерантности к неопределенности выше (ср. зн. = 69,1; n= 19), чем у женщин (ср. зн. = 63,2; n = 21), (различия значимы при p < 0,05), в частности, по новизне проблемы (при p < 0,01).
-
у людей с высоким уровнем интолерантности к неопределенности преобладает «фиксация на препятствии» как тип реагирования в стрессовых ситуациях (r = 0,34, при p < 0,05).
Многие психологи, занимающиеся данной проблематикой, видят возможности коррекции интолерантности к неопределенности в тренинговой работе. Это и послужило основанием для второго этапа работы - разработки и апробировании тренинга по снижению уровня интолерантности к неопределенности через информирование участников о ситуациях неопределенности в повседневной жизни и формах конструктивных выходов из них, через создание условий для проявления креативности, снижения тревожности, фрустрированности личности. Тренинговая группа состояла из 15 человек в возрасте от 16 до 18 лет (выбор возрастной группы был обусловлен результатами диагностики на I этапе), из них 4 юноши и 11 девушек. Тренинг длился в течение 3 дней по 6 часов в день. В результате проведения диагностики с помощью методик «толерантность к неопределенности» С. Баднера и «самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности» О. Елисеева в начале и по завершении тренинга мы выявили, что показатель интолерантности к неопределенности в экспериментальной группе после тренинга стал ниже (ср. зн. =40,8), чем до тренинга (ср. зн. = 43,1) (различия значимы на уровне p < 0,01), в частности, по такому компоненту, как неразрешимость проблемы (ср. зн. = 6,3 до тренинга, ср. зн. = 5,8 после тренинга, при p < 0,05).
Таким образом, результаты исследования подтверждают предположение о том, что коррекция интолерантности к неопределенности в тренинговой группе дает положительные результаты. В перспективе мы планируем исследовать взаимосвязь интолерантности к неопределенности с другими личностными характеристиками, самооценкой личности. Результаты таких исследований могут быть использованы психологами в тренинговых программах, в кросс-культурных исследованиях, при подборе персонала и т. д.
Волохонская М. С.
НЕДОВЕРИЕ К ОПИСАНИЮ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
В ПУБЛИЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ*
Анализируя проявления доверия и недоверия в публичной интернет-коммуникации, нельзя обойти вниманием тот факт, что блоги и социальные сети часто используются в целях консультирования в широком смысле: одни люди запрашивают у других рекомендации в связи с какой-либо проблемной ситуацией. Ситуация часто описывается в феноменологическом ключе («Вот как это выглядит»), после чего комментаторам в неявной форме предлагается самостоятельно выбрать ключевые точки проблемы, изменение которых, по их мнению, повлияет на проблемную ситуацию. Их можно обозначить как «точки недоверия», в которых у комментаторов возникает сомнение в компетентности автора запроса.
Таким образом, перед исследователем феномена доверия встает два вопроса:
-
каким образом взаимосвязаны характеристики текста запроса с ключевыми точками, которые выбирают комментаторы;
-
каким интерпретациям комментаторов, в свою очередь, склонен доверять автор запроса.
Далее представлен краткий анализ описания подобной проблемной ситуации с позиции первого из обозначенных выше исследовательских вопросов. В качестве примера запроса фигурирует пост в одном из психологических сообществ на livejournal.com.
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации».
Комментаторы данного текста выражают сомнение в некоторых аспектах отношений между автором поста и ее дочерью. С нашей точки зрения, эти аспекты в значительной степени конституированы дискурсом исходного поста. Уже в самых первых комментариях читатели сомневаются в том, что:
-
У ребенка есть право не выполнять указания матери, а мать способна разговаривать с ребенком неприказным тоном. Эта точка может быть связана с дискурсом «должного» развития событий, выраженным во фразах «должен быть скандал», «должна получить напоминание», «большая уже, а ревет из-за снеговика» (большие дети не должны плакать из-за того, что кажется взрослым мелочами?). Кроме того, такое сомнение может быть связано с тем, что вопрос, обращенный к себе (читателю) встречается в тексте всего один раз: в основном текст состоит из утверждений, которые выглядят безапелляционными.
-
Мать способна справляться с собой, своими чувствами. Эта точка недоверия, скорее всего, связана с формулировками наподобие «вышла из себя», «она меня доводит и я ее побью».
-
У матери и ребенка есть совместные положительные переживания (а не только отрицательные). В тексте поста не встречается упоминаний о положительной стороне взаимоотношений между матерью и дочерью, зато есть слово «угроза» и некоторые другие означающие, свидетельствующие о негативном эмоциональном фоне отношений.
-
Автор компетентен как психолог. Такого рода предположения могут базироваться на общем впечатлении неуверенности автора в психологическом анализе ситуации (автор описывает действия, которые не приводят к желаемому результату, и не описывает рациональных оснований своих действий). Кроме того, эта точка задается названием поста.
Таким образом, мы можем увидеть, что описание ситуации в запросе конституирует ключевые точки, на которых базируются интерпретации комментаторов. Возможно, использование альтернативных интерпретаций, не конституированных особенностями дискурса запроса, позволило бы расширить диапазон возможностей интернет-консультирования по самым разным проблемам.
Волохонский В. Л.
ИНТЕНСИВНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ КАК ПРЕДИКТОР
ПРЕДПОЧТЕНИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ*
В изучении вопросов межличностного доверия одним из важных вопросов является выбор того естественного показателя, который можно было бы использовать в качестве меры измерения уровня доверия. В нашем случае был выбран такой показатель, как предпочтение пользователями одного кандидата другому при выборах модератора сетевого ресурса. Рассматривался случай выборов модератора сообщества solidarnostlj (политическое сообщество, посвященное российскому движению «Солидарность») в социальной сети блогов livejournal.com, происходивших в октябре 2010 г. Модератор в данной сети обладает чрезвычайно высокими полномочиями - может в любой момент лишить полномочий модератора всех остальных, стереть все записи или уничтожить сообщество. Поэтому предпочтение одного из кандидатов другому в данной ситуации является формой доверия. К этому вопросу добавляется уверенность в способности выполнять функции модератора -следовать правилам и решать возникающие конфликты.
Выборы модератора проходили в форме открытого прямого голосования, в котором каждый участник сообщества мог проголосовать за пятерых кандидатов (из тринадцати претендентов). Всего было подано 77 голосов. В ходе опроса были получены ответы 42 участников голосования о том, почему они оказали доверие тем, кого они предпочли. Более половины опрошенных заявили, что основной причиной выбора стало для них личное знакомство и опыт взаимодействия, причем никто не стал голосовать за незнакомого лично кандидата в ситуации, если мог предпочесть ему лично знакомого. Кроме того, несколько респондентов отметили, что среди кандидатов отсутствуют те, кого они могли бы посчитать резко неподходящими.
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 10-06-00354а «Феномен доверия в публичной интернет-коммуникации».
Было сделано предположение о том, что с межличностным доверием реципрокно связана интенсивность взаимодействия между людьми. С одной стороны, по ходу нарастания истории взаимодействия усиливается наше доверие к человеку (при условии, что этот человек, конечно, не вызывает своим поведением недоверие). С другой стороны, люди стараются снизить интенсивность своего общения с теми, кому они не доверяют. В случае социальных сетей такого рода взаимодействие можно зафиксировать в виде оставления комментариев в блогах, участия в деятельности общих площадок коммуникации (сообществ). Была написана программа, с помощью которой был проанализирован доступный внешнему наблюдателю опыт коммуникации кандидатов с избирателями: изучались все записи в блогах избирателей и в сообществе solidarnostlj в течение года, предшествовавшего голосованию. Измерялись следующие показатели активности кандидатов:
1) количество блогов избирателей, в которых кандидатом был оставлен хотя бы один комментарий в течение года;
2) количество записей, сделанных кандидатом в сообществе;
3) общее количество комментариев, оставленных кандидатом в сообществе.
Все эти показатели оказались сильно связаны с количеством голосов, поданных за кандидата (применялся коэффициент корреляции Спирмена), сильнее всего - активность кандидата в качестве автора записей в сообществе (Rs = 0,85, p < 0,01).
Таким образом, было показано, что в ситуации выбора между кандидатами в небольшом сообществе социальной сети величина накопленного опыта взаимодействия с участниками сети может быть успешным предиктором результата. Для определения этого опыта могут быть использованы различные системы терминов. С одной стороны, можно использовать понятие «репутация», с другой - количество потенциальных/осуществлённых актов коммуникации.
Ворожейкина Л. И.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова