logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Изменение социальной среды сказывает­ся и на психическом, и на физическом здоровье детей. В нашей работе мы постарались выявить влияние данного процесса на особенности ме­ханизмов психологической защиты (далее МПЗ) в позднем подростко­вом возрасте, как в первом наиболее стабильном периоде, когда мы мо­жем говорить о стабильности личностных образований. На основании данных экспериментальных исследований разлучения ребенка с родите­лями (Spencer-Booth, Hinde, 1966; Bowlby, 1961; Heinicke, Westheimer, 1966; Ainsworth, 1967) нами были выделены основные преобладающие эмоциональные реакции на этот процесс: страх и гнев. Исходя из кон­цепции рабочей модели Дж. Боулби (Bowlby J., 1969), психоэволюцеон-ной теории эмоций Р. Плутчика (Plutchik R., 1979) и теории переработки информации П. Криттендн (Crittenden P. M., 1992), мы предполагаем, что возраст начала систематического краткосрочного разлучения ребен­ка с объектом привязанности будет влиять на выраженность таких ме­ханизмов психологической защиты, как вытеснение и замещение, в бо­лее поздние возрастные периоды.

Для проверки наших гипотез нами использовался ряд стандарти­зированных методик. Изучение механизмов психологической защиты под­ростков проводилось с помощью апробированного Л. И. Вассерманом ва­рианта опросника «Life Style Index» (LSI) Р. Плутчика. Выявление особен­ностей темперамента производилось с помощью «Eysenck Personality Inventory» (EPI) Г. Айзенка.

В исследовании приняли участие 58 учащихся восьмых классов с родителями. Средний возраст испытуемых на момент исследования составил 14,35 ± 0,63 лет. Среди испытуемых было 33 девочки и 25 мальчиков. Из семей участвующих в исследовании, 42 было полных, в 14 ребенок проживал с матерью и в двух с отцом.

В ходе исследования были получены следующие результаты. С целью проверки наших гипотез о взаимосвязи возраста начала посещения детского сада, параметров экстраверсии и нейротизма с МПЗ, нами была построена корреляционная матрица на основании коэффициента корреля­ции Пирсона. Была выявлена корреляция возраста начала посещения ре­бенком детского сада с вытеснением (k = 0,3730), при довольно высоком уровне значимости (p = 0,016). Было установлено, что существует обратная связь экстраверсии с реактивными образованиями (k = -0,3312; p = 0,034). Кроме того, была выявлена обратная корреляционная связь экстраверсии с МПЗ интеллектуализация (k = -0,4497), при высоком уровне значимости (p = 0,003). Наряду с этим, мы получили высокозначимый коэффициент прямой корреляции выраженности нейротизма и регрессии (k = 0,7973; p = 0,000) и проекции (k = 0,4231; p = 0,006).

Помимо этого, выраженность нейротизма имеет статистически значимую прямую связь с выраженностью замещения (k = 0,6382; p = 0,000) и компенсации (k = 0,3393; p = 0,030), а также обратную с отрицанием (k = -0,3404; p = 0,029). Кроме взаимосвязей шкал МПЗ с факторами возраста начала посещения детского сада и свойств темпе­рамента, также были выявлены взаимосвязи между отдельными МПЗ. Высоко статистически значимая прямая корреляционная связь выявлена между регрессией и компенсацией (k = 0,4326; p = 0,005), регрессией и проекцией (k = 0,4807; p = 0,001), регрессией и замещением (k = 0,7394; p = 0,000), компенсацией и проекцией (k = 0,5620; p = 0,000), проекцией и замещением (k = 0,4816; p = 0,001).

В результате нашего исследования были получены следующие выводы. Систематическое краткосрочное разлучение ребенка с родите­лями в раннем и младшем дошкольном возрасте не влияет на замеще­ние, однако влияет на вытеснение в подростковом возрасте. Существует обратная связь между выраженностью экстраверсии и реактивным обра­зованием, интеллектуализацией. Существует прямая взаимосвязь выра­женности нейротизма с проекцией, регрессией, замещением и компен­сацией, а также обратная связь с выраженностью отрицания в подрост­ковом возрасте. Исходя из того, что в научном сообществе время при­знается непрерывным и однонаправленным процессом, мы можем ут­верждать, что раннее разлучение ребенка с родителями вследствие по­сещения детского сада влияет на МПЗ в подростковом возрасте. При этом характер влияния зависит от особенностей темперамента и возрас­та начала посещения детского сада.

Шукашвили В. Ю. Хаматкоева Л. Б.