logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза

Достаточно давно наша страна стала многонациональной... Хо­рошо это или плохо?.. Не так важно. Важно то, как это сказывается на материальном и духовном благополучии населения этой страны, скажут многие. Однако мало кто задумывается, с какими трудностями прихо­дится сталкиваться людям, которые приезжают в совершенно незнако­мую страну, в которой сложились свои обычаи, традиции, порядки, ценности. В современной действительности важным становится такой аспект адаптации иностранных граждан, как адаптация к обучению в вузе. От того, насколько успешно иностранный студент справится с этой нелегкой задачей, во много будет зависеть его дальнейшее соци­альное благополучие и стабильное положение в обществе.

Студенты некоренных национальностей - это особая социаль­ная категория населения. Специфика возрастных особенностей и труд­ности, возникающие в связи с необходимостью адаптации к новой со­циальной и этнокультурной среде, порождают особый спектр проблем и приводят к появлению потребности студентов в психологической под­держке. Итак, мы ставим своей целью изучить особенности адаптации данных студентов к обучению в вузе для дальнейшей работы по их ин­теграции в социум.

В ходе исследования нами были измерены также такие показа­тели, влияющие на уровень адаптации, как этническая аффилиация и этническая идентичность личности. Исследуя этническую аффилиацию, как один из факторов адаптации, мы понимаем под ней выраженную идентификцию со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы - как продолжения самого себя. Исходя из этого, нами была выдвинута следующая гипотеза: студенты с более выраженной ориентацией на свою этническую группу будут иметь трудности в про­цессе адаптации к новым условиям, новой образовательной среде. Мы понимаем под этнической идентичностью отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособление от других этносов.

Целесообразность исследования данного показателя объясняет­ся тем, что выраженная этническая идентичность может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс адаптации сту­дентов-мигрантов к обучению в вузе. Характер влияния будет установ­лен в ходе проведения исследования. Выборку составили студенты-первокурсники двух вузов: Ярославского государственного университе­та и Ивановского государственного университета. Для решения постав­ленной задачи нами были использованы методы: анкетирование, на­блюдение, тестовые методики (шкала этнической аффилиации Г. У. Солдатовой, «оценка состояния адаптированности личности», имеющая шесть шкал: удовлетворенность собой, ситуацией, общением, здоровьем и образом жизни, деятельностью, общий уровень адаптивно­сти, тест Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой).

Таким образом, в результате проведенного целостного исследо­вания были получены следующие результаты:

  1. Иностранные студенты, обучающиеся на первом курсе в вузе РФ, сталкиваются с целым рядом трудностей в процессе адаптации, среди которых одними из важнейших являются: новые климатические условия (15,4%), языковой барьер (38,4%), негативное отношение ко­ренных жителей (15,4%).

  2. Общий уровень адаптивности у иностранных студентов име­ет значимую положительную корреляцию с такими показателями оцен­ки адаптивности личности, как удовлетворенность собой, деятельно­стью, здоровьем и образом жизни. Полученные результаты говорят о том, что чем выше у студента удовлетворенность в данных сферах жиз­ни, тем более высоким будет и показатель общей адаптивности лично­сти.

  3. При оценке показателя этнической идентичности студентов нами было установлено, что он не имеет корреляционных связей ни с одним из критериев, которые диагностировались в исследовании. Таким образом, характер этнической идентичности не оказывает влияния на успешность адаптации студентов, следовательно, при дальнейшей рабо­те мы будем учитывать данный факт при составлении программ психо­логического сопровождения студентов первого курса.

  4. Была установлена значимая отрицательная корреляция между такими показателями, как этническая аффилиация и удовлетворенность общением. Данный факт может свидетельствовать о том, что студенты, имеющие выраженную ориентацию на свою этническую группу, будут иметь трудности в процессе общения. В связи с этим, мы считаем целе­сообразным проводить тренинги для первокурсников, направленные на расширение коммуникативных возможностей и повышение уровня то­лерантности к представителям другой культуры.

Цатурян М. О.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современном образовательном процессе роль педагога, как организатора собственной профессиональной жизни, так и отдельных сторон жизни учащихся, существенно возрастает, что существенно по­вышает требования к личности профессионала, к его способности про­ектировать образовательный процесс таким образом, чтобы максималь­но раскрыть личностный потенциал каждого учащегося в зависимости от его возрастных потребностей. Знание и применение педагогом на практике определенных педагогических технологий существенным об­разом повышает возможность реализации тех или иных педагогических задач, направленных на развитие личности учащегося в целом, на фор­мирование отдельных ее сторон и, в частности, на формирования пер­сональной идентичности старшеклассников. Вопрос выделения необхо­димых условий, в которых могут осуществляться те или иные педагоги­ческие технологии, призванные к содействию при формировании пер­сональной идентичности учащихся, требует детального изучения. Во-первых, в качестве важного педагогического условия для побуждения к самовоспитанию, саморазвитию, и, как следствие, формированию пер­сональной идентичности может рассматриваться позитивная мотивация учащихся со стороны педагога, под влиянием которой учащиеся смогут самостоятельно поставить личностно значимые цели. Следующим ас­пектом, оказывающим существенное влияние на возможность формиро­вания тех или иных личностных образований старшеклассников, явля­ется стремление к самосовершенствованию со стороны педагога. В ка­честве еще одного условия, в рамках которого возможно внедрение тех или иных педагогических технологий, направленных на формирование персональной идентичности, нами рассматривается стиль педагогиче­ского общения.

Под стилем педагогического общения понимаются индивиду­ально-типологические особенности взаимодействия педагога и обу­чающихся, в котором находят выражение коммуникативные возможно­сти педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и вос­питанников, творческая индивидуальность педагога, особенности уча­щихся. Педагог, придерживающийся диалогического (демократическо­го) стиля общения, по нашему мнению, в наибольшей степени направ­лен на содействие учащимся в решении их личностно значимых задач.

На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе пред­ставлено достаточное количество работ, посвященных описанию кон­кретных психолого-педагогических технологий, которые может исполь­зовать учитель в своей педагогической практике.

Среди основных психолого-педагогических технологий можно выделить личностно-ориентированную технологию К. Роджерса, техноло­гию педагогики ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова), а также технологию саморазвития личности Г. К. Селевко. Применение дан­ных технологий на практике в существенной мере способно, на наш взгляд, повысить возможности педагога в решении задач личностного развития учащихся, в частности в решении конкретной задачи формирования персо­нальной идентичности старшеклассников. В ходе квалифицированной пе­дагогической работы психологически компетентных педагогов, способных к грамотному построению педагогического процесса и внедрению тех или иных частных психолого-педагогических технологий, создаются благопри­ятные условия для решения задач содействия при формировании персо­нальной идентичности как групп школьников, так и отдельных учащихся.

Ширяева В. В.