Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
Достаточно давно наша страна стала многонациональной... Хорошо это или плохо?.. Не так важно. Важно то, как это сказывается на материальном и духовном благополучии населения этой страны, скажут многие. Однако мало кто задумывается, с какими трудностями приходится сталкиваться людям, которые приезжают в совершенно незнакомую страну, в которой сложились свои обычаи, традиции, порядки, ценности. В современной действительности важным становится такой аспект адаптации иностранных граждан, как адаптация к обучению в вузе. От того, насколько успешно иностранный студент справится с этой нелегкой задачей, во много будет зависеть его дальнейшее социальное благополучие и стабильное положение в обществе.
Студенты некоренных национальностей - это особая социальная категория населения. Специфика возрастных особенностей и трудности, возникающие в связи с необходимостью адаптации к новой социальной и этнокультурной среде, порождают особый спектр проблем и приводят к появлению потребности студентов в психологической поддержке. Итак, мы ставим своей целью изучить особенности адаптации данных студентов к обучению в вузе для дальнейшей работы по их интеграции в социум.
В ходе исследования нами были измерены также такие показатели, влияющие на уровень адаптации, как этническая аффилиация и этническая идентичность личности. Исследуя этническую аффилиацию, как один из факторов адаптации, мы понимаем под ней выраженную идентификцию со своей этнической группой, восприятие себя как части группы, а группы - как продолжения самого себя. Исходя из этого, нами была выдвинута следующая гипотеза: студенты с более выраженной ориентацией на свою этническую группу будут иметь трудности в процессе адаптации к новым условиям, новой образовательной среде. Мы понимаем под этнической идентичностью отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособление от других этносов.
Целесообразность исследования данного показателя объясняется тем, что выраженная этническая идентичность может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс адаптации студентов-мигрантов к обучению в вузе. Характер влияния будет установлен в ходе проведения исследования. Выборку составили студенты-первокурсники двух вузов: Ярославского государственного университета и Ивановского государственного университета. Для решения поставленной задачи нами были использованы методы: анкетирование, наблюдение, тестовые методики (шкала этнической аффилиации Г. У. Солдатовой, «оценка состояния адаптированности личности», имеющая шесть шкал: удовлетворенность собой, ситуацией, общением, здоровьем и образом жизни, деятельностью, общий уровень адаптивности, тест Куна «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой).
Таким образом, в результате проведенного целостного исследования были получены следующие результаты:
-
Иностранные студенты, обучающиеся на первом курсе в вузе РФ, сталкиваются с целым рядом трудностей в процессе адаптации, среди которых одними из важнейших являются: новые климатические условия (15,4%), языковой барьер (38,4%), негативное отношение коренных жителей (15,4%).
-
Общий уровень адаптивности у иностранных студентов имеет значимую положительную корреляцию с такими показателями оценки адаптивности личности, как удовлетворенность собой, деятельностью, здоровьем и образом жизни. Полученные результаты говорят о том, что чем выше у студента удовлетворенность в данных сферах жизни, тем более высоким будет и показатель общей адаптивности личности.
-
При оценке показателя этнической идентичности студентов нами было установлено, что он не имеет корреляционных связей ни с одним из критериев, которые диагностировались в исследовании. Таким образом, характер этнической идентичности не оказывает влияния на успешность адаптации студентов, следовательно, при дальнейшей работе мы будем учитывать данный факт при составлении программ психологического сопровождения студентов первого курса.
-
Была установлена значимая отрицательная корреляция между такими показателями, как этническая аффилиация и удовлетворенность общением. Данный факт может свидетельствовать о том, что студенты, имеющие выраженную ориентацию на свою этническую группу, будут иметь трудности в процессе общения. В связи с этим, мы считаем целесообразным проводить тренинги для первокурсников, направленные на расширение коммуникативных возможностей и повышение уровня толерантности к представителям другой культуры.
Цатурян М. О.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современном образовательном процессе роль педагога, как организатора собственной профессиональной жизни, так и отдельных сторон жизни учащихся, существенно возрастает, что существенно повышает требования к личности профессионала, к его способности проектировать образовательный процесс таким образом, чтобы максимально раскрыть личностный потенциал каждого учащегося в зависимости от его возрастных потребностей. Знание и применение педагогом на практике определенных педагогических технологий существенным образом повышает возможность реализации тех или иных педагогических задач, направленных на развитие личности учащегося в целом, на формирование отдельных ее сторон и, в частности, на формирования персональной идентичности старшеклассников. Вопрос выделения необходимых условий, в которых могут осуществляться те или иные педагогические технологии, призванные к содействию при формировании персональной идентичности учащихся, требует детального изучения. Во-первых, в качестве важного педагогического условия для побуждения к самовоспитанию, саморазвитию, и, как следствие, формированию персональной идентичности может рассматриваться позитивная мотивация учащихся со стороны педагога, под влиянием которой учащиеся смогут самостоятельно поставить личностно значимые цели. Следующим аспектом, оказывающим существенное влияние на возможность формирования тех или иных личностных образований старшеклассников, является стремление к самосовершенствованию со стороны педагога. В качестве еще одного условия, в рамках которого возможно внедрение тех или иных педагогических технологий, направленных на формирование персональной идентичности, нами рассматривается стиль педагогического общения.
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся, в котором находят выражение коммуникативные возможности педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, особенности учащихся. Педагог, придерживающийся диалогического (демократического) стиля общения, по нашему мнению, в наибольшей степени направлен на содействие учащимся в решении их личностно значимых задач.
На сегодняшний день в психолого-педагогической литературе представлено достаточное количество работ, посвященных описанию конкретных психолого-педагогических технологий, которые может использовать учитель в своей педагогической практике.
Среди основных психолого-педагогических технологий можно выделить личностно-ориентированную технологию К. Роджерса, технологию педагогики ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова), а также технологию саморазвития личности Г. К. Селевко. Применение данных технологий на практике в существенной мере способно, на наш взгляд, повысить возможности педагога в решении задач личностного развития учащихся, в частности в решении конкретной задачи формирования персональной идентичности старшеклассников. В ходе квалифицированной педагогической работы психологически компетентных педагогов, способных к грамотному построению педагогического процесса и внедрению тех или иных частных психолого-педагогических технологий, создаются благоприятные условия для решения задач содействия при формировании персональной идентичности как групп школьников, так и отдельных учащихся.
Ширяева В. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова