logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит ин­стинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции (Захаров А. И., 2000). Однако следует отметить, что страхи могут и не иметь данных по­зитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного небла­гополучия. В последние годы отмечается существенный рост детских страхов, резкое увеличение количества детей, испытывающих чувство страха. Рост уровня вызван целым рядом неблагоприятных факторов, действующих на ребенка, таких как ухудшение социальных условий жиз­ни, кризис семейного воспитания, большого количества стрессов, явная невротизация общества, отсутствие безопасности (Вологдина Н. Г., 2006).

Целью данной работы является изучение страхов у детей стар­шего дошкольного возраста и их психологическая коррекция средства­ми игротерапии. Экспериментальная работа проводилась нами в стар­шей группе МДОУ 21 «Кэнчээри» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Из 55 детей старшего дошкольного возраста была осуществлена выбор­ка детей, у которых мы выявили наличие тех или иных страхов. Так, экспериментом было охвачено 20 детей.

Для выявления уровня проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста используются следующие методики: «страхи в домиках» и проективная методика «нарисуй свой страх» А. И. Захарова, авторский опросник детских страхов (протокол-анкета). Анализ работы констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что дети стар­шего дошкольного возраста больше всего боятся смерти (70%), отрица­тельных сказочных персонажей (80%), страхи, существуют связанные с причинением физического ущерба (90%), у них достаточно выражены социально опосредованные страхи (80%).

Из 20 опрошенных детей старшего дошкольного возраста низ­кий уровень страха на этапе констатирующего обследования был выяв­лен только у 20% детей, тогда как высокий уровень страхов наблюдался у 50%. Средний уровень страхов был выявлен у 30% детей. Изучение степени наличия страхов детей позволило нам спланировать и органи­зовать работу, направленную на коррекцию негативных эмоциональных проявлений в связи с наличием чувства напряженности, скованности, боязни в различных жизненных ситуациях.

На формирующем этапе нами была разработана коррекционно-развивающая программа, основная цель которой заключалась в устра­нении, преодолении страхов у детей старшего дошкольного возраста. Содержание программы профилактики детских страхов состояла из пятнадцати коррекционных занятий, длительностью по 30 минут. Каж­дое занятие включало три части: вводную, основную и заключитель­ную. Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста осущест­влялась с помощью системы психокоррекционных методов (игротера­пия, сказкотерапия, арттерапия), где игротерапия выступает в качестве основного, системообразующего, наиболее эффективного метода кор­рекции. Такая система позволяет уменьшить проявление страхов у де­тей старшего дошкольного возраста и ведёт к положительным измене­ниям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников. Не­обходимое условие эффективности работы заключается в совместном участии родителей и детей в психокоррекционном процессе, который создает эффект фасилитации, что позволяет интенсифицировать про­цесс коррекции страхов у детей дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспери­мента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, выра­жающейся в уменьшении количества детей старшего дошкольного воз­раста с высоким уровнем проявления страхов.

Таким образом, разработанная нами коррекционно-развивающая программа способствовала нормализации, стабилизации психического здоровья детей, которая стала возможной в результате создания определенных психолого-педагогических условий для выра­жения ребенком своих эмоций, чувств, переживаний, настроения по отношению к различным жизненным ситуациям. Комплексное исполь­зование средств и методов психолого-педагогической коррекции в про­цессе игровой активности позволили понизить проявление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Жученко О. А.