logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков

Все возрастающее негативное воздействие человека на природу привело к тому, что проблемы экологии в настоящее время приобретают междисциплинарный характер, актуализируясь в психологических, фило­софских исследованиях. В настоящее время очевидно, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего типа сознания, являющегося его психологической базой. Это привело к необ­ходимости более детального изучения существующего типа сознания. Одной из единиц сознания является концепт (Домбровская М. В., 2004). Концепт - сложное, многослойное образование. Так, Н. С. Болотнова от­мечает существование следующих структурных компонентов концепта: предметный, понятийный, ассоциативный, образный, символический и ценностно-оценочный (Болотнова Н.С., 2007). При этом многие из этих слоев находятся в отношениях включения и пересечения.

В нашем исследовании мы акцентируем внимание на одном из этих структурных составляющих - ассоциативном слое, как приоритет­ном, позволяющем актуализировать в сознании испытуемого остальные «слои» концепта. Концепты актуализируются в сознании своих носите­лей посредством ассоциаций. Для изучения содержания концепта «при­рода» у учащихся в возрасте 15 лет нами был использован направлен­ный ассоциативный эксперимент. Как отмечает И. Г. Бескоровайная, ассоциативный эксперимент позволяет исследователю максимально «приблизиться» к ментальному лексикону, вербальной памяти, куль­турным стереотипам человека (Бескоровайная И. Г., 2004).

Экспериментальное исследование проводилось среди учащихся СШ № 16, 125 и гимназии № 75 города Минска. В нем приняли участие 80 учеников в возрасте 15 лет. Общее количество реакций, зафиксирован­ных на стимул «природа» в ходе ассоциативного эксперимента у учащих­ся в возрасте 15 лет, составило 2000 реакций, из них 545 являются ориги­нальными, а 275 - единичными. Все ассоциаты на стимул «природа» бы­ли объединены в ассоциативное поле, в котором мы выделили три зоны: ядерную, ближнюю периферию и дальнюю периферию. Ядро формирует­ся ассоциатами с высоким индексом частотности, на периферии оказыва­ются менее частотные и единичные реакции. Так, к ядерной зоне мы ус­ловно отнесли реакции с индексом частотности более 12 (нижний барь­ер). К ближней периферии принадлежат ассоциаты с индексом частотно­сти от 11 (верхний барьер) до 3 (нижний барьер), а к дальней периферии были отнесены реакции с индексом частотности 2 и 1.

В целом учащиеся описывают природу с нескольких сторон:

1.) описание природы как объективной реальности: лес (43), животные (39), солнце (39), трава (34), деревья (33), река (22), вода (21), цветы (20), воздух (18), дождь, небо (17) и др.;

2.) особенности эмоционально-оценочного отношения к приро­де: чистая (31),светлая (14), веселая (12), любить, радостная (11), спо­койная (10), добрая, интересная, удивительная (7), загадочная, приятная, любовь (6) и др.;

3.) изучение, использование и охрана природы: думать (9), на­блюдать (8), изучать, исследовать (4), рыбалка, беречь, сохранять (3), открывать, познавать, добывать, ловить, охотиться, рубить (2), запоми­нать, обдумывать, учить (1) и др.;

4.) природа как источник отдыха и оздоровления: отдыхать (30), плавать (18), гулять, отдых (17), играть (10), здоровье (6), купаться, ле­жать (4), путешествие, загорать, деревня, кататься, пикник (3) и др.

Таким образом, проведенное исследование концепта «природа» позволяет нам сформулировать основные выводы относительно пред­ставлений о природе, которые сложились в сознании учащихся в воз­расте 15 лет. В целом ядерные реакции ассоциативного поля отражают в большей степени созерцательное, пассивное отношение к природе, нежели стремление действовать в природе, преобразовывать ее. Все реакции, свидетельствующие о стремлении изучать природу, использо­вать или охранять ее, представлены только на периферии ассоциативно­го поля. Ученики более склоны наблюдать за природой, отмечая ее кра­соту. При этом прослеживается два вида отношения к природе - как к объекту и как к субъекту, что отражается в двух направлениях ассо­циирования, выделенных в ядерной зоне ассоциативного поля. Отноше­ние к природе как объекту подразумевает «чистое» описание природы, безотносительно к специфике позиции субъекта, его эмоционально-оценочного отношения к объекту. Отношение к природе как к субъекту отражает позицию человека - его эмоционально-оценочное отношение к природе, восприятие природы как живого организма.

Дворцова М. Н.