logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда

Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический, медицинский. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т. к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью будущих поколений. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых по­роков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоро­вым, то неуклонно страдает его психическое развитие, т. к. воспитыва­ется он в условиях постоянного страха, скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными, эмоционально неустойчивым и с за­ниженной самооценкой. Все это не позволяет детям успешно адаптиро­ваться в социальной среде. В здоровой семье внимание обоих родителей направлено на развитие детей, а в семье алкоголика внимание и силы направлены на погашение потребностей зависимого человека.

Синдром взрослых детей алкоголиков (ВДА) - это приобретен­ный и сформированный способ поведения человека, который управляет всей его жизнью. Это некие предубеждения, жизненные ценности, ко­торые сформировались вследствие неправильных отношений в семье.

Актуальность данной работы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации детей, родители которых употреб­ляют спиртное, тем самым мешая собственным детям полноценно раз­виваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Разработка технологии социально-психологической адаптации молодежи с синдро­мом ВДА является одним из приоритетных направлений в работе с дан­ной социальной группой. Нами разработана модель социально-психологической адаптации молодежи с синдромом ВДА, содержащая блоки на основе трех составляющих психологии здоровья: психологи­ческое, социальное, физическое здоровье.

Основная цель блока социального здоровья - помочь юношам и девушкам справиться с переживаниями, которые препятствуют их нор­мальному самочувствию и общению со сверстниками. В первую оче­редь, это переживание, возникшее в результате беспокойства, страха, обиды и неуверенности в себе, скованности, нерешительности в обще­нии, неспособности контролировать свои чувства. В этом блоке приме­няется тренинг «познай себя». Этот тренинг способствует развитию уверенности в себе, умению находить выход из сложной ситуации, эф­фективно взаимодействовать с окружающими, самостоятельно решать внутрисемейные проблемы.

Блок физического здоровья направлен на профилактику аддик-тивного поведения. При нарушении физического здоровья люди с син­дромом ВДА становятся грубыми, непослушными, стремятся все сде­лать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда юноши и девушки уходя из дома, боятся ро­дителей и не возвращаются, затем постепенно начинают избегать обще­ния и со сверстниками. На этом фоне у них легко возникают невротиче­ские расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубий­ства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер. Следовательно, цель этого блока состоит в формировании адекватного поведения при становлении личности у молодежи с синдромом ВДА. Для работы в данном блоке разработана коррекционно-развивающая программа с применением метода игровой терапии. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, пости­жение нового опыта социального взаимодействия, развития воображе­ния и расширения круга общения, приобретаются новые знания и уме­ния. Кроме этого, через игру возможно дать осознать юношам и девуш­кам недостатки своего характера и найти оптимальные пути решения проблемных или конфликтных ситуаций общения.

Блок психологического здоровья включает индивидуальное консультирование. Полученные результаты исследования помогают не только существенно расширить знания о социально-психологическом здоровье детей алкоголиков, но и оптимизировать сам процесс оказания квалифицированной медицинской и психологической помощи детям.

Колесникова Д. А. Билецкая М. П.