logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психообразовательные занятия при лечении депрессии

Важным направлением современной психиатрии и клинической психологии является реабилитация больных с депрессивными расстрой­ствами. По данным Всемирной организации здравоохранения признаки депрессии обнаруживают около 100 млн. человек в мире, при этом коли­чество людей с данным заболеванием увеличивается. Этому способству­ют стрессогенные события, высокие психоэмоциональные нагрузки, и другие социально-психологические и биологические факторы. Один из самых актуальных вопросов - раннее выявление аффективных рас­стройств (Краснов В. Н., Смулевич А. Б., Дмитриева Т. Б., 1999-2005; Г. Н. Носачев). Сложность диагностики депрессии обусловливается еще и частой алекситимией, когда пациент не может описать свое душевное состояние.

Для обеспечения пациентов информацией относительно их за­болевания в психиатрических отделениях общего профиля одного из стационарных учреждений здравоохранения города Санкт-Петербурга врачом-психиатром совместно с психологом организованы психообра­зовательные занятия. Занятия проходили в форме закрытой группы в количестве 6-8 пациентов, продолжительностью по 60 минут. Основные темы занятий: расстройства настроения, депрессия и мания, стигмати­зация, ресурсы человека. В результате проведенного анкетирования и беседы с пациентами, было установлено, что психообразование дает возможность более объективного суждения о своем самочувствии во время ремиссии. У 95% больных, прошедших психообразование, отсут­ствует страх перед госпитализацией, что косвенно может свидетельст­вовать о снижении у них уровня стигматизации.

Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что пси­хообразование дает возможность:

а) привить элементарные навыки распознавания симптомов пси- хического заболевания и выработать более адекватную тактику поведения;

б) ознакомить с ролью фармакотерапии в лечении и процессе выздоровления;

в) добиться партнерских отношений в процессе лечения (комп- лаентные отношения);

г) преодолеть страх перед возможными побочными явлениями фармакотерапии и научить своевременному (раннему) распознаванию их возникновения для консультаций с лечащим врачом;

д) получить эмоциональную поддержку и снизить уровень стигматизации.

Таким образом, использование психообразовательного подхода обеспечивает повышение качества психиатрической и психосоциальной помощи пациентам и их родственникам и является необходимым ком­понентом реабилитационного процесса в психиатрической практике.

Ликстанова Н. В.