Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
Известно, что правильная, разборчивая и интересная речь является одним из важнейших условий полноценной коммуникации, ключевой профессиональной компетенцией, показателем психического и нравственного здоровья человека, важнейшим фактором духовного развития нации. В наши дни проблема культуры речи и речевой коммуникации приобретает высокую общественную и социальную значимость, поскольку с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих те или иные трудности речевого общения (это около 70% первоклассников). Более того, в современной школе имеет место тенденция замены естественного диалогического общения учителя с учениками письменными ответами на тесты, «общением» с компьютером, что, к сожалению, сужает коммуникативно-речевые возможности ребенка. Коммуникативно-речевые нарушения сейчас частое явление и среди взрослого населения, а тем не менее именно данные умения входят в профессиональную компетентность современного специалиста и обеспечивают его востребованность и конкурентоспособность на рынке труда.
Вышесказанное убеждает нас в необходимости поиска методов и технологий работы по коррекции, развитию и совершенствованию коммуникативно-речевой деятельности у лиц разной возрастной категории. Такие технологии существуют, они входят в состав системы семейной групповой логопсихотерапии (СГЛПТ). Система СГЛПТ базируется на методе групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой, который с середины 60-х годов ХХ века изначально создавался для коррекции невроза речевого общения в форме заикания.
Вот уже более 25 лет данная система успешно развивается под руководством доктора психологических наук Н. Л. Карповой (1997, 2003). СГЛПТ - сложное единство педагогики, психологии, логопедии и немедицинской психотерапии. Основная цель СГЛПТ - не «лечение заикания», а восстановление нарушенного речевого общения через глубинное преобразование личности и семейной среды. Весь цикл лого-психотерапевтической работы предусматривает, прежде всего, обучение эффективному речевому общению и ведется под лозунгом: «Каждый заикающийся может и обязан стать оратором!». Это требование к новой восстановленной речи было сформулировано в 20-е годы ХХ в. бывшим заикавшимся И. И. Тартаковским, который подтвердил известный в психологии «феномен Демосфена». В Самаре работа групп СГЛПТ ведется с 2001 г. на базе Центра развития образования сотрудниками лаборатории психологии общения и развития речи. За это время организовано и проведено шесть таких групп, в которых получили помощь заикающиеся дети, подростки и взрослые в возрасте от 8 до 45 лет (это более 70 человек), их родители и родственники (около 170 человек). Консультативную помощь получили около 40 семей дошкольников с заиканием. На базе групп ежегодно проводятся практико-ориентированные курсы повышения квалификации для психологов и педагогов Самары (в настоящее время обучение прошло около 70 специалистов Самары), проходят практику студенты психолого-педагогических факультетов вузов Самары. Результаты работы периодически обсуждаются на научно-практических конференциях областного, общероссийского и международного масштаба.
Десятилетний опыт работы в Самаре позволил увидеть широкие образовательные возможности данной системы и адаптировать ее к работе с другими видами нарушения речевой коммуникации (в частности, с дисграфией и дислексией), а также использовать методические возможности системы СГЛПТ в учебно-консалтинговой работе (проведение тренингов и обучающих семинаров по эффективной речевой коммуникации). В настоящее время на основе системы СГЛПТ разработана и успешно апробируется в трех образовательных учреждениях Самары программа по профилактике трудностей усвоения письменной речи у младших школьников во внеучебной деятельности. Разработана и апробирована программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР в компенсирующих группах методами семейной групповой логопсихотерапии». На основе системы СГЛПТ разработаны и успешно проводятся тренинги и обучающие семинары для студенческой аудитории, для специалистов по следующим направлениям: техника речи и постановка голоса; технология эффективного публичного выступления и презентации; основы саморегуляции; профилактика эмоционального выгорания педагогов и т. п. Таким образом, система СГЛПТ обладает широкими методическими и образовательными возможностями, эффективность которых подтверждается многолетней практикой, что позволяет решать различные коммуникативно-речевые проблемы в любом возрасте.
Клиническая психология, психофизиология и психология здоровья
Абдуллаева В. К.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СТАТУСА БОЛЬНЫХ ГЕРОИНОВОЙ НАРКОМАНИЕЙ
В настоящее время употребление наркотиков является важнейшей не только клинической, но и психологической проблемой. Высокий уровень специализированной лечебно-диагностической и реабилитационной помощи больным наркоманиями невозможен без внедрения эффективных, доступных и информативных методов психологического обследования пациентов. Основным синдромом состояния химической зависимости является патологическое влечение к наркотическому или другому психоактивному веществу. В ряде исследований установлена связь между аффективными расстройствами и патологическим влечением к психоактивному веществу (Исраелян А. Ю., 2009, Балашов П. С., 2003; Gerra G., Zaimovic A., 2004).
Целью исследования явилась психологическая оценка эмоционального статуса больных героиновой наркоманией. В ходе исследования было обследовано 156 больных героиновой наркоманией. Средний возраст больных составил 24,5 года, средняя суточная доза наркотика составила 0,95 г героина в сутки. Распределение по длительности воздержания от наркотика: максимальное значение воздержания от наркотика при обращении составило 168 часов (семь суток), минимальное -0,5 часа.
Для оценки эмоционального статуса была использована шкала HADS. Шкала обладает высокой дискриминантной валидностью в отношении двух расстройств: тревоги и депрессии. При анализе данных уровня тревоги и депрессии (n = 156) пациенты распределились на три группы: 58 пациентов (37,2%) обнаружили клинически выраженную тревогу, 48 (30,8%) - слабо выраженную тревогу, у 50 человек (32,1%) выявлено отсутствие симптомов тревоги. У 69,9% больных выявлены симптомы тревоги в период воздержания от приема наркотиков.
При исследовании уровня депрессии получены следующие результаты: 54 пациента (35%) обнаружили клинически выраженную депрессию, 53 (34%) - субклинически выраженные признаки депрессии, у 49 человек (31%) симптомы депрессии отсутствовали. У 77 (49,4%) пациентов совпадала степень выраженности тревоги и депрессии. У данной группы больных проведено изучение связи степени выраженности тревоги и депрессии с другими признаками (средний возраст, максимальная суточная доза наркотика, время воздержания от наркотиков).
В процессе исследования были выявлены следующие закономерности. У 67,5% пациентов были признаки и тревоги, и депрессии. В группе с клинически выраженной тревогой и депрессией средний возраст составил 26,0 года, в группе с субклиническим уровнем тревоги и депрессии - 24,3 года, в группе пациентов без признаков тревоги и депрессии - 24,8 года. Следовательно, более старший возраст определяет большую возможность появления тревоги и депрессии у больных героиновой наркоманией. У пациентов с клинически выраженной тревогой и депрессией наблюдалась самая высокая употребляемая средняя суточная доза наркотика - 1,12 г героина. У больных с субклиническим уровнем тревоги и депрессии средняя суточная доза наркотика составляла 1,03 г героина. В группе пациентов без признаков тревоги и депрессии отмечена самая низкая суточная доза - 0,68 г героина.
Таким образом, чем выше средняя суточная доза употребляемого наркотика, тем выше степень выраженности тревоги и депрессии, т. е. выявлена прямая зависимость между средней суточной дозой наркотика и уровнем выраженности тревоги и депрессии в период воздержания от приема наркотиков. В группе с клинически выраженной тревогой и депрессией наблюдался самый короткий промежуток времени воздержания от наркотика (12,6 часа), в группе с субклиническим уровнем тревоги и депрессии - 19 часов, а в группе пациентов без признаков тревоги и депрессии - 25,2 часа. Следовательно, чем меньшее время прошло с момента последнего приема наркотика, тем выше степень выраженности тревоги и депрессии, т. е. выявлена обратная зависимость между временем воздержания от наркотика и уровнем выраженности тревоги и депрессии.
Таким образом, у исследуемой группы больных героиновой наркоманией в период воздержания от приема наркотиков в 70% случаев выявляются той или иной степени выраженности эмоциональные расстройства в виде тревоги и депрессии. При этом в 49% наблюдений установлена корреляция между тяжестью депрессии и степенью выраженности тревоги. Более высокая средняя суточная доза потребляемого наркотика определяла большую степень выраженности тревоги и депрессии. Однако при увеличении периода времени воздержания от наркотика глубина и тяжесть тревожно-депрессивных расстройств снижается, что совпадает с появлением и нарастанием соматических расстройств в рамках абстинентного синдрома.
Афанасьева Д. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова