logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации

В современной психологии искусства значительное внимание уделяется исследованиям интеллектуальных и эмоциональных факторов в их взаимосвязи с перцептивными процессами. Несмотря на всесто­ронние исследования имажинативных процессов, до сих пор не рас­сматривалась проблема воображения как формы связи с реальностью и отражения эстетического опыта личности. В кросскультурном исследо­вании восприятия живописи во французской и русской культурах нами изучался вопрос, в чем состоит отличие взрослого восприятия от дет­ского опыта, как при восприятии произведений живописи происходит преобразование неосознаваемой информации в осознанную, ее исполь­зование в формировании чувственного образа.

В настоящем исследовании восприятие живописи рассматрива­ется как социальный феномен, как продукт и процесс творческой дея­тельности. Цель настоящего исследования - показать социальную зна­чимость восприятия живописи и познавательную ценность искусства.

Гипотеза исследования. При восприятии живописи творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от эстети­ческого опыта. Предметом исследования являлись суждения и эстетиче­ские эмоции, фиксируемые в процессе анализа социальных репрезента­ций произведений живописи, формы воображения как способа взаимо­связи фантазии с реальностью, его конструктивный аспект.

В качестве социальных репрезентаций в эмпирическом иссле­довании рассматривались произведения русской живописи, в контексте ситуативного подхода к анализу произведений. Социальные репрезен­тации картин дифференцировались по ситуациям и по художественным стилям: «Двое», «Семейный портрет», «Будни и праздники», «Времена года и жизнь», «Связь времен». Нами изучалось эстетическое суждение при восприятии конкретных социальных ситуаций в живописи, то есть отношение человека к ситуации через ее понимание и отражение этого понимания в действиях и поведении личности. Необходимым условием взаимосвязи восприятия и действия является воображение, его «интел­лектуальный и эмоциональный факторы» (Выготский, 2008), способно­сти личности к преобразованиям. Изучение социальных репрезентаций в эмпирическом исследовании проводилось на выборке молодых взрос­лых - от 20 до 27 лет - четыре группы: дилетанты и люди, имеющие эстетический опыт («гуманитарии и технари»).

Группа психологов (смешанная). В пилотажном исследовании принимали участие две группы испытуемых - 40 человек: дети 9-10 лет. Была выявлена способность детей дифференцировать и оценивать произведения искусства. В исследовании использовались сравнитель­ный метод, метод самонаблюдения, метод «фокус групп», тестирование, проективные методы, метод математической статистики, корреляцион­ный анализ. В эмпирическом исследовании использовались адаптиро­ванные методики У. Торренса, Т. Любарта де Роза, Д. Маркса, Е. Туник, модифицированная авторская методика.

Исследование проводилось в два этапа. В процессе исследова­ния измерялись когнитивные, эмоциональные и конативные параметры эстетического суждения, параметры творческих способностей к вооб­ражению, способности к креативности и преобразованию ситуаций. В ходе пилотажного исследования была установлена связь между творче­ским воображением, эстетическим суждением и пониманием произве­дения живописи. Кроме того, была установлена связь между эстетиче­ским суждением и факторами индивидуальной и межгрупповой измен­чивости эстетических предпочтений - когнитивными параметрами оп­ределения стилей, структуры произведений, их социальной составляю­щей, а также личностными и культурными параметрами.

Творческое воображение рассматривалось в двух аспектах: как проявление креативности (параметры гибкости, оригинальности и лич­ностных черт) и способности к преобразованиям. Было установлено, что воображение оказывает стимулирующее влияние на продуктивность творческой деятельности и на развитие личностных качеств. Данное исследование позволяет идентифицировать потенциальные процессы, связанные с эстетическим опытом: суждение, эмоциональную оценку, влияние творческого воображения, определить, как человек понимает и каким образом оценивает произведение искусства, каким образом эти процессы, а также развитие творческого воображения способствуют формированию индивидуальных черт личности, и в этом контексте -преобразованию конкретных жизненных ситуаций.

Щербакова О. В. Голованова И. В.

МЕТАКОГНИТИВНЫЕ СБОИ В ПРОЦЕССЕ

ПОНИМАНИЯ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ*

Интеллект человека работает в тесной взаимосвязи с личностью и эмоциональной сферой. Поэтому успешность когнитивной работы с различными задачами и текстами определяется не только интеллекту­альным потенциалом человека, но и зрелостью его метакогнитивной регуляции, которая организует и направляет базовые когнитивные уме­ния человека (Холодная, 2002). Метакогнитивная регуляция интеллек­туальной деятельности предполагает рефлексивное отношение познаю­щего к своим интеллектуальным действиям и их результатам, оценке способов и стратегий текущего когнитивного поведения; она интегри­рует интеллект в структуру личности, формируя индивидуальный пси­хический склад человека. Недавние исследования показывают, что именно слабость метакогнитивной сферы является причиной когнитив­ных ошибок, совершаемых взрослыми людьми с высоким интеллектом в процессе понимания различного рода текстов и решения задач (Гельфман, Холодная, 2006; Осорина, Щербакова, Аванесян, 2011). Та­кие ошибки являются не следствием когнитивных дефицитов, а резуль­татом недостаточно рефлексивного отношения к процессу и результа­там умственной работы.

* Работа выполнена при финансовой поддержке факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, проект «Метакогни­тивная регуляция интеллектуальной деятельности: информационно-энергетический аспект».

Для выявления типичных сбоев метакогнитивной регуляции, проявляющихся в процессе реконструкции смысла, нами было проведе­но пилотажное исследование. В качестве материала для анализа высту­пили письменные работы взрослых интеллектуально успешных людей (18-53 года), обучавшихся принципам анализа текстов. Им были пред­ложены крылатые выражения, имеющие хождение в культуре и про­шедшие психологическую экспертизу (например, «От смешного до ве­ликого один шаг» и т. п.). Крылатые выражения предъявлялись в пись­менном виде, при этом давалась инструкция: «Постарайтесь как можно более полно раскрыть смысл каждого из предъявленных выражений своими словами и укажите, в каких случаях их будет уместно употре­бить».

Было получено 154 письменных ответа, которые были подверг­нуты качественному анализу. Особый интерес представляли ошибочные (не полностью раскрывающие/искажающие смысл стимульного выра­жения) ответы; они рассматривались как материал, отражающий каче­ственную организацию когнитивной и метакогнитивной сферы. Анализ ошибок позволил выделить следующие типы дефицитов метакогнитив-ной регуляции.

  1. Незнание культурного контекста, аллюзия на который со­держится в стимульном выражении. Следствием этого является непо­нимание метафорического компонента крылатого выражения, которое мыслится реципиентом не как культуральная цитата, а как самостоя­тельное высказывание, содержащее обобщенное морализаторское по­слание. Реципиенты, «схватывая» объективно присутствующую в сти­муле идею этического долженствования, не признаются себе в том, что не могут точно ее воспроизвести, подменяя эту работу конструировани­ем псевдоморализаторских утверждений. Например, при объяснении смысла стимульного выражения «А Васька слушает да ест» респонден­ты давали ответы: «заниматься одним делом, а параллельно, даже неза­метно для окружающих, прислушиваться к полезной информации, ко­торая может пригодиться в жизни»; «не терять времени, делая все дела сразу»; «чтобы быть в курсе событий, узнавать что-то новое».

  2. Непонимание смысловой целостности текста, которое псев-докомпенсируется избирательной работой с отдельными его компонен­тами. Нередко это связано с отсутствием реконструкции смысловых интенций крылатого выражения, что может быть обусловлено сбоем в метакогнитивном регулировании или недостаточным культурным опытом реципиента. Так, респонденты, раскрывая смысл выражения «Гора родила мышь», отвечают: «употребляется в ситуации, когда чело­век нашел выход из безвыходной ситуации, признав нечто новое»; «не­стандартное решение»; «даже "гора" может "родить" мышь, если нужно и захочется».

  3. Чрезмерное внимание к теме, прямо не отраженной в исход­ном выражении. В этом случае респонденты опирались на буквальные значения ключевых для понимания слов. Так, при работе с выражением «Гора родила мышь» буквально понимался глагол «родить»: «довольно часто детям весьма и весьма сложно превзойти или хотя бы достигнуть уровня своего родителя»; «у великих и талантливых людей могут ро­диться самые обыкновенные дети».

Рассмотренные затруднения имеют экстракогнитивную приро­ду; они отражают не уровень развития интеллектуальных способностей самих по себе, но характер их функционирования в системе личности. Анализ их качественной структуры позволяет приблизиться к построе­нию типологии дефицитов метакогнитивного регулирования и выявле­нию механизмов работы метакогнитивной сферы человека.

Якименко О. Ю.

ПОЛОРОЛЕВАЯ СФЕРА ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

На сегодняшний день существенно трансформировались психо­логические механизмы становления маскулинности/фемининности у мужчин и женщин (Кочарян А. С., 2004). Исчезли традиционные ген-дерные фильтры: половая сегрегация в школе, «феномен двора», иден­тификация с отцом (Кочарян А. С., 2001; Баринова Н. В., 2006). Феми­нистические призывы к гендерному равенству, толерантность к неосек­суальным практикам, лояльность к полоролевым девиациям и новым формам семьи свидетельствуют об изменении механизмов гендерной социализации. В последние годы описаны феномен страха интимной близости, синдром эмоционального холода и феномен межличностной зависимости, характерные для современных девушек (Кочарян А. С., 2004; Асланян Т. С., 2009; Фролова Е. В., 2008). Эти феномены являют­ся проявлениями нарушений контакта, в том числе и партнерского, и делают невозможным построение конструктивных жизненных сценари­ев. В основе таких нарушений лежат девиации становления полороле-вой идентичности. Традиционно становление женской полоролевой идентичности рассматривают через прохождение ряда последователь­ных этапов. В своем психосексуальном развитии женщина должна су­меть пройти два болезненных отрыва: один отрыв - от первичного объ­екта своей любви - матери, а второй - от отца, на которого переключа­ется любовь маленькой девочки (при условии успешного прохождения первого отрыва) (Фрейд З., 1989; Хорни К., 1993).

В связи с этим, цель исследования - выявить особенности структуры полоролевой сферы у девушек, находящихся на разных эта­пах психосексуального развития. Объект исследования - психосексу­альное развитие женщины. Предмет исследования - особенности струк­туры полоролевой сферы у девушек, находящихся на разных этапах психосексуального развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические концепции и подходы к изучению психосексуального развития женщины.

2. Исследовать этапы психосексуального развития у девушек.

3. Изучить особенности структуры полоролевой сферы у деву- шек, находящихся на разных этапах психосексуального развития.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: устное биографическое интервью (разработанное совместно с

А. С. Кочаряном), методика изучения гендерной идентичности (МИГИ), анкета половых ролей С. Бэм (BSRI), психосексуальная пропорция Dur-Moll теста L. Szondi, пятая шкала MMPI. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием мето­да факторного анализа (Extraction: principal components, вращение по методу Varimax) (Наследов А. Д., 2005). В исследовании приняли уча­стие 64 девушки в возрасте от 17 до 21 года (возраст окончательного становления полоролевой идентичности).

На основании проведенного исследования можно сделать сле­дующие выводы:

  1. На сегодняшний день в психологии нет единой теории, ка­сающейся психосексуального развития женщины. Соответственно, ис­следования этой сферы не теряют актуальности, а результаты таких ис­следований должны стать базой для создания новой, единой концепции женского психосексуального развития.

  2. Установлено, что маскулинность и фемининность не являют­ся тождественными конструктами у девушек, которые находятся на раз­ных этапах психосексуального развития. Были выделены такие виды маскулинности, как иллюзорная, идентификационная и биогенная и такие виды фемининности, как непростроенная, отрицаемая, демонстра­тивная и сбалансированная. Кроме того, выделена компенсаторная структура андрогинности.

  3. Выявлено, что полоролевая сфера девушек, которые находят­ся на разных этапах психосексуального развития, имеет разную струк­туру. И маскулинность, и фемининность в каждой группе имеют свою, специфичную структуру. Так, для девушек, не прошедших отрыва от матери, свойственны иллюзорная маскулинность и непростроенная фе-мининность. Для девушек, идентифицировавших себя с отцом, харак­терны идентификационная маскулинность, биогенная маскулинность и отрицаемая фемининность. Для девушек, которые не прошли отрыва от отца (либидо на отце), - непростроенная фемининность, демонстратив­ная фемининность и компенсаторная андрогинность. Для девушек, ко­торые успешно прошли оба отрыва, свойственны сбалансированная фе-мининность и компенсаторная андрогинность Я-концепции.

Яковистенко А. Д. Соколова Е. А. Пуговкина Е. А.