logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*

* Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ в рам­ках научно-исследовательского проекта МК-2298.2010.6.

Проблема построения субъективной картины мира и изучения ее особенностей интересует ученых уже очень длительное время. Неод­нократно эта проблема являлась темой для исследований в различных дисциплинах. В настоящее время результаты исследований рассматри­ваются в рамках когнитивной науки. Для обобщения различных данных было введено понятие ментальной репрезентации. Репрезентация озна­чает «представленность», «отображение». Следует иметь в виду, что репрезентации не являются точной копией объектов. (Андреева Е. А., 1998). Несмотря на такой интерес, многие аспекты до сих пор не изуче­ны, нет однозначного и целостного представления о формировании ре­презентаций, их воздействии на другие психические процессы и связь с поведением. Нет сведений и о конкретном влиянии языка и культуры на субъективную картину мира. Это вполне объяснимо и закономерно: до сих пор отсутствуют специальные методы исследования ментальных репрезентаций. Изучение осложняется и тем, что переработка информа­ции зависит не только от стимуляции, но и от опыта отражающего субъ­екта. Ж. Ф. Ришар утверждал, что содержание репрезентаций зависит также и от условий, целей деятельности. В отличие от многих других ученых, он противопоставлял знание и репрезентацию (Дружинин В. Н., Ушаков Д. В., 2002). Что касается исследований репрезентаций, то на основе теоретических позиций выделяют два возможных подхода: изу­чение преимущественно динамики взаимодействия и изучение структу­ры как результата и условия взаимодействия (Андреева Е. А., 1998). Последнее понимание ментальной репрезентации характерно для отече­ственной психологии.

Большинство исследователей данной проблемы в России изу­чают репрезентацию как результат воздействия стимулов, как субъек­тивное описание имеющегося опыта. Осуществляются такие исследова­ния преимущественно с помощью психосемантических методов. В рам­ках данного направления интерпретация выделяемых структур требует увидеть способы осмысления мира человеком (Петренко В. Ф., 2005). Они осуществляют индивидуальный подход к каждому испытуемому, не являются стандартизированными, хотя и не исключают применения математических методов. Цель таких методик - получить и воспроизве­сти часть субъективных представлений о мире испытуемого в схемах и числовых данных.

Зарубежная психология ориентирована на изучение возникно­вения, формирования ментальных репрезентаций, их процессуального и динамического аспектов. На данный момент нередко в когнитивных исследованиях применяются методы нейрофизиологии и нейропсихоло­гии (Величковский Б. М., 2006). То же касается и проблемы ментальных репрезентаций: осуществляется фиксирование воздействия определен­ных стимулов на части анализатора при определенных познавательных процессах.

В некоторых исследованиях учитывается время реакции и ошибки. Измерение времени реакции - ментальная хронометрия - стало одним из методических приемов когнитивной психологии. Этот способ тоже является информативным источником сведений о внутренней ор­ганизации процессов (Величковский Б. М., 2006).

Помимо этого, проводятся такие эксперименты, где испытуе­мые должны представлять себе пространственное расположение объек­тов и сказать, совместимо ли оно с предложенным описанием или нет (Ришар Ж. Ф., 1998).

Обобщая, можно сказать, что в настоящее время проблема мен­тальной репрезентации является одной из самых актуальных и сложных. Она предоставляет широкое поле для исследований. Главное затрудне­ние для экспериментатора заключается в том, что на формирование ре­презентаций влияет слишком большое количество факторов, необходи­мо их все учитывать, и довольно часто нельзя однозначно разделить их воздействие. Вопрос, что и как именно влияет, тоже не до конца изучен. В настоящее время нет единой модели ментальных репрезентаций, нет одинакового понимания данной проблемы исследователями. До сих пор не решен вопрос о том, с чего начинается их формирование. Отсутствие специальных методов исследования является следствием специфично­сти проблемы, ее многогранности.

Муртазина И. Р.