logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

О проявлении эмоций в голосе

Эмоции в психологии исследуются достаточно давно. За всю историю психологической науки различными учеными были предложе­ны различные классификации эмоций, были выдвинуты теории о связи эмоций человека с другими психическими процессами, поднимались вопросы о происхождении и истинной природе эмоций. Отдельной те­мой исследований было проявление эмоций в поведении человека, были поставлены задачи объективного определения эмоций по человеческому поведению.

К концу XX в. были достигнуты определенные результаты. Полом Экманом, Уоллесом Фризеном и другими американскими психо­логами была создана FACS (Facial Action Coding System), система коди­рования лицевых мышц, по которой анализировалась мимика человека. Результаты их исследований показали, что определенные мимические выражения связаны с конкретными эмоциональными реакциями. Изу­чение поз и жестов человека, напротив, не дало каких-либо определен­ных результатов.

Из невербальных признаков поведения человека наиболее не­изученным остался только голос. Исследования выражения эмоций по­средством голоса было начато в позапрошлом веке естествоиспытате­лями, учеными, наблюдающими за поведением человека и животных. Еще в книге Чарльза Дарвина «Выражение эмоций» рассматривалось изменение голоса человека и животных под влиянием каких-либо эмо­ций. Данная научная тема долгое время была актуальной и в психоло­гии, особенно в период активного исследования невербального поведе­ния. Однако каких-либо однозначных выводов и научно достоверных результатов получено не было.

В какой-то степени это можно связывать с недостаточно разви­той технической базой. В 1982 г. вышла статья Клауса Р. Шерера «Методы исследования голосовой коммуникации: парадигмы и измере­ния», которая и по сей день является достаточно подробным и обстоя­тельным обзором всех возможных подходов к исследованию голоса и теорий, связывающих голос с различными психическими явлениями. Шерер выделяет три группы голосовых характеристик, которые воз­можно изучать техническими средствами: характеристики длительно­сти, характеристики интенсивности и характеристики частоты. Факти­чески это все, что мы можем технически замерить в голосе человека. И хотя после выхода данной статьи прошло почти 30 лет, техническое оснащение исследователей-психологов значительно улучшилось, объек­тивно измерять эмоции по голосу все еще невозможно. Прямая взаимо­связь голосовых характеристик и конкретных эмоций также до сих пор не была обнаружена. Что весьма удивительно, поскольку мы каким-то образом все же понимаем эмоции собеседника по его голосу. Впрочем, это не был единственный способ изучения эмоций и голоса.

В 1985 г. биолог Владимир Петрович Морозов предложил но­вый термин - эмоциональный слух, описывающий способность распо­знавать по звуку голоса человека (в частности, говорящего) его эмоцио­нальное состояние. Эмоциональный слух рассматривается как эволюци­онно более древняя форма слухового восприятия по сравнению с рече­вым (семантическим) слухом. В. П. Морозов разработал тест для опре­деления степени развития эмоционального слуха. В этом тесте обсле­дуемому предъявляются для декодирования эмоционального состояния три фразы (в магнитофонной записи), произнесенные профессиональ­ным актером, который имитировал пять состояний (радость, печаль, страх, гнев и нейтральное состояние). По результатам исследований Морозова было выявлено, что люди различных профессий и возрастных групп с различной успешностью определеют эмоции по голосу. Но бо­лее значимым в данном исследовании является сам факт того, что испы­туемые достаточно успешно эмоции определяли. И если существует эмоциональный слух, позволяющий нам определять эмоции в голосе собеседника, значит, каким-то образом эмоции в голосе проявляются.

Естественно, данная научная тема является чрезвычайно трудо­емкой, в частности, из-за большого количества факторов, которые необ­ходимо учитывать при анализе голоса человека. Но техническое осна­щение современной психологической науки полностью располагает к проведению исследований даже такой сложности. Кроме того, все еще неохваченной остается физиологическая сторона вопроса, а именно взаимосвязь эмоциональных реакций и определенной вибрации голосо­вых связок. В любом случае, без всестороннего изучения проявления эмоций в голосе, исследование эмоций человека нельзя считать завер­шенным.

ОдайникА. С. Четвериков А. А.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ*

*Работа выполнена при финансовой поддержке федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК 14.740.11.0232.

Технический прогресс постепенно становится неотъемлемой частью всех областей бытия человека. Даже в науке, все более и более явственно видны изменения. В психологии, в частности, произошел пе­реход от тахистоскопа к монитору компьютера, от ручных подсчетов к применению статистических пакетов. Готовы ли мы сделать еще один шаг и перейти от психологических лабораторий к исследованиям в сети Интернет? И не окажется ли сей шаг опрометчивым, не потеряем ли мы в точности наших результатов, в их надежности и валидности? Почему исследования в лаборатории стали столь привлекательны для настоя­щих исследователей психики? Лабораторные исследования привлека­тельны, прежде всего, тем, что в них экспериментатор может контроли­ровать большую часть влияющих на испытуемого переменных. В част­ности, он может оградить испытуемого от разговоров с друзьями, от запахов, шумов и других дополнительных стимулов. Кроме того, до недавнего времени лаборатории обладали сокровенным техническим оборудованием, таким как те же тахистоскопы, энцефалографы, прибо­ры слежения за движением зрачков глаз и т. п. Недостатками же этих исследований являлись перемещение испытуемых из естественного ареала в мрачные застенки подвалов психологических факультетов и пугающее присутствие экспериментатора. Не каждая храбрая душа со­гласится на столь отчаянный поступок, как участие в эксперименте! Вот и приходится в качестве сферического испытуемого в вакууме исполь­зовать студентов-психологов.

Что же могут предложить исследования в сети Интернет? Нач­нем с того, что от участников исследования не требуется никуда идти. Психолог в своей виртуальной ипостаси сам к ним приходит и все необ­ходимое с собой приносит. Пользу этого давно осознали те психологи, которые оперируют опросниками разного рода. То, что используется собственный компьютер участника, дает поистине сказочные преиму­щества в виде легкости и скорости набора выборки и экологической валидности. Для испытуемого эксперимент становится игрой, правда, зачастую невыразимо скучной. Перед исследователем встает задача за-мотивировать испытуемого, что может увеличить валидность получае­мых данных. Однако что же это за эксперименты? Ясно, что электроэн­цефалограмму снять не получится, хотя с появлением недорогих ком­мерческих интерфейсов мозг-машина на основе ЭЭГ дает возможность решить и эту проблему. Но так ли часто это необходимо?

Большинство исследований, особенно в когнитивной психоло­гии, требуют от испытуемого либо моторных реакций, либо вербальных ответов в устном или письменном виде. Может ли современный компь­ютер обеспечить, к примеру, достоверную регистрацию времени реак­ции? Разумеется, да. В исследовании зарубежных коллег (Reimers & Stewart, 2007) сравнивалась эффективность регистрации времени реак­ции в эксперименте, написанном на Flash и проводимом в лаборатории или вне ее, с его аналогом, написанном на языке C. Поясним, что Flash -типичный медиум в сети Интернет, применяемый как для встраивания мультимедиа, так и просто для разработки сайтов. Получили они сле­дующие результаты: разница между всеми вариантами заключалась лишь в различии средних, но не отклонений стандартных. Испытуемые в сети были на 20 мс медленнее, чем в лаборатории, где они были на 20 мс медленнее при применении Flash в сравнении с C. Одинаковый уровень дисперсии говорит о том, что различия, заметные в одних усло­виях, будут заметны и в других, что и было показано в психолингвисти­ческом исследовании (Keller, Gunasekharan, Mayo, & Corley, 2009). По­нятно, что в случае применения специализированных устройств для регистрации времени реакции, точность была бы выше.

То же самое можно сказать и о времени предъявления стимула. Да, исследователь не знает частоту обновления монитора. Но крайне редко в психологических исследованиях кто-либо синхронизирует предъявление стимула с обновлением экрана. Чаще желаемое выдается за действительное, когда, установив в программе время предъявления, кратное частоте обновления, мы ожидаем, что они будут совпадать. По­грешность времени предъявления на любом современном ПК можно приблизительно принять равной частоте обновления, если, конечно, в период между предъявлениями не включены сложные операции, на­пример, загрузка стимула с сайта.

Таким образом, с нашей точки зрения, проведение исследова­ний в сети Интернет дает громадные преимущества. В частности, по­вышается экологическая валидность, доступность выборки.

Околот М. В. Чепелева Л. М. Целковников Б. М.