logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов

В данной работе рассматривается осознанное восприятие ико-нических и речевых стимулов. Представлены результаты исследования, проведенного в рамках изучения смысловой обусловленности воспри­ятия иконических и речевых стимулов у подростков 14-16 лет. Значе­ние установок в развитии человека как личности показывают многие российские авторы: А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Д. Н Узнадзе и др. В частности, определено, что смысловая установка отвечает за избира­тельность восприятия. Многие исследователи отмечают близость идеи Д. Н. Узнадзе об установке и идеи А. Н. Леонтьева о личностном смыс­ле. Это приводит к предположению, что понятия «общая первичная ус­тановка человека как личности» и «личностный смысл» описывают раз­личные стороны одного и того же процесса, какого-то общего механиз­ма регуляции деятельности человека. Использование этого механизма - одна из важных задач современной практической психоло­гии. Цель исследования заключалась в выявлении общих закономерно­стей и гендерных особенностей влияния смысловых установок на вос­приятие иконических и речевых стимулов у подростков 14-16 лет. В эмпирическом исследовании участвовали 92 подростка, обучающихся в 9-х классах, в возрасте от 14 до 16 лет. В нем использовались следую­щие методики:

1) опросник «Смысловые базовые установки» (СБУ) (адаптация А. Д. Ишковым и Н. Г. Милорадовой опросника «Шкала дисфункциональности» Д. Бернса);

  1. методика «Ценностные ориентации» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева);

  2. методика исследования системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова);

  3. ассоциативный тест;

5) методика сопоставления и оценки иконических стимулов. Результаты проведенного исследования позволили сформули- ровать следующие выводы:

  1. Несмотря на внимание к смысловым установкам в отечест­венной и зарубежной психологии, до сих пор малоопределенными ос­таются онтогенез смысловых установок и их связи с другими компонен­тами смысловой сферы личности. Открытым остается и вопрос о месте смысловых установок в общей системе регуляции поведения. Обнару­жены также терминологическая неопределенность, затрудняющая ана­лиз смысловых установок, и дефицит подходящего психодиагностиче­ского инструментария.

  2. Выделены четыре общие характеристики смысловых устано­вок:

1) Они выражают личностный смысл - в виде готовности к оп- ределенным образом направленной деятельности - и стабилизируют процесс деятельности в целом.

2) Они могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми.

  1. Сдвиг смысловых установок всегда опосредствован измене­нием в деятельности самого человека.

  2. Смысловые установки выступают в роли фильтра по отно­шению к объективным целевым и операциональным установкам.

  1. Речевые и иконические стимулы помогают раскрыть налич­ные личностные смысловые установки. Но сами по себе такие стимулы не могут вызвать существенный сдвиг смысловых установок; для этого требуется сменить форму деятельности.

  2. На фоне смысловых установок прошлые впечатления, собы­тия и собственные действия человека не выступают для него как по­коящиеся пласты прошлого опыта. Все они становятся предметом его отношений и его действий и вносят свой вклад в развитие личности.

5. Особенность функционирования смысловых установок в подростковом возрасте (14-16 лет) - это повышенная ответственность за других и требовательность к себе. Подростки стремятся к безупреч­ности, переживают, что не смогут достичь хороших результатов. При этом у них еще не сформирован индивидуальный образ, к которому они стремяться.

  1. Большинство смысловых установок у мальчиков и девочек совпадает, но девочки более требовательны к себе и более ответственны за свои намерения и поступки. Альтруистические жизненные смыслы больше выражены у мальчиков, а гедонистические жизненные смыслы выражены в большей степени у девочек.

  2. Также различно у мальчиков и девочек восприятие икониче-ских стимулов абстрактного содержания. Мальчики склонны оценивать их позитивно, а девочки - негативно.

Каримова А. Р.