logo search
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Телесность как инструмент развития креативности

Сегодня большинство ученых, в центре внимания которых сто­ит человек, согласно с тем, что не существует дихотомии тело - психи­ка. Человек по своей природе является неразделимым единством тела и ума. Несмотря на то, что большинство людей пестуют только один из аспектов (например, только тело, занимаясь спортом, или только ум, упражняя свой интеллект), для достижения самореализации в любой области существования необходимо развивать единую психофизиче­скую реальность целостно и гармонично. С Античности человечество знакомо с пониманием важности телесного начала как естественного и необходимого средства действия психики. Этот тезис поддерживался крупными философами и учеными. Знаменитый принцип Ювенала гла­сит: mens sana in corpore sano/в здоровом теле - здоровый дух. Культур­ную значимость человеческого тела и его функций раскрыл З. Фрейд, первое научное обоснование связи тела и характера дал Э. Кречмер. Развитие исследований телесности может идти в разных направлениях: психосоматика Ф. Александера, характероанализ В. Райха, биоэнерге­тика А. Лоуэна, биосинтез Д. Боаделла. Из особенно значимых отечест­венных исследований надо указать на внутреннюю картину болезни, разработанную Р. А. Лурией.

Повышенный интерес к теме телесности наблюдается в совре­менном гуманитарном мышлении. Тело стало рассматриваться не толь­ко (и даже не столько) как материальный объект и/или живой организм, но как телесность - «сфера разворачивания социальных и дискурсивных кодов»: «феноменологическое тело» у Мерло-Понти, «социальное тело» у Делеза и Гватари, «текстуальное тело» у Р. Барта». Тело оказывается основой основ - «фундированность телесностью является гарантом подлинности ("аутентичности") наличного сущего...» (Грицанов А. А., 2002). Организмическая теория говорит о том, что организм - это не две отдельные системы души и тела, каждая со своими движущими прин­ципами, но единое целое, включающее много частных функций

(Гольдштейн К., Ангьял А., Маслоу А., Менегетти А.). К. Роджерс пи­шет о «естественном организмическом оценочном процессе»: решение «хорошо - плохо» принимается не на уровне разума, а на уровне чело­веческого организма в целом. Под организмическим понимается «сово­купность материальных и психических функций, служащих единству действия. Психологический и духовный контекст» (Менегетти, 2009). Лишь совершив коренное изменение мышления в сторону точного вос­приятия своей организмической данности, человек может уйти от своей одинаковости, зацикленности, заштампованности судьбы и обрести возможность роста и самоактуализации (Менегетти, 2009).

Этот принцип лег в основу курса «Музыка тела», который про­водится нами уже на протяжении двух лет под руководством специали­ста в области психотелесной психотерапии. Цель курса - научиться че­рез тело познавать реальность, обрести целостность знания. Задачи кур­са: осознать индивидуальные особенности (блоки своего тела, зажимы); восстановить природный порядок, здоровый ритм тела; развить жиз­ненные центры тела; вложить полученную энергию в другие проекты (творчество, наука, бизнес).

Основные формы работы: дыхательная гимнастика (методы А. Н. Стрельниковой, диафрагмальное дыхание); мелолистика - инст­румент онтопсихологии, использующий спонтанный танец и перкусси­онные инструменты; мелоданс - танец под любую ритмическую музы­ку, исполняемый в соответствии с критериями мелолистики; техника свободного пения - развитие главных резонаторов тела и диафрагмы. Благодаря психотелесным инструментам человек гораздо быстрее мо­жет почувствовать себя сильным, здоровым, изменить привычные фор­мы поведения и восприятия многих вещей и ситуаций.

Курс проходит с регулярностью занятий 2-3 раза в месяц по 1,5-2 часа в группе до 25 человек. Возраст участников: 20-50 лет с раз­ной физической подготовкой. Анализируя «эффекты быстрого дейст­вия» (сразу после занятия), отмечается: повышение энергетического тонуса, максимальная сосредоточенность на себе, плавность движений, походки, расслабление мимических мышц. Сами участники отмечают улучшение физического самочувствия, прилив сил, исчезновение «на­копленной усталости», восстановление внутреннего баланса, повыше­ние чувствительности тела. Наибольший позитивный результат наблю­дается у участников, которые параллельно проходят психологическое консультирование. Это говорит о важности объединения психотелесных методов с методами психологической коррекции, что обеспечивает це­лостный подход, где психика и тело неразделимо взаимосвязаны.

Хватова Ю. Г.