Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
Рефлексия и управление эмоциями являются одними из важнейших умений специалистов, работающих с людьми. Поэтому для студентов, получающих образование в области медицины и психологии, основной задачей представляется развитие качеств, которые включает в себя понятие эмоционального интеллекта. Компоненты эмоционального интеллекта рассматриваются в литературе как ментальные способности, которые могут формироваться и совершенствоваться вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Таким образом, выделение психологических факторов, которые являются предпосылками к их развитию, имеет важное прикладное значение. В зависимости от направления обучения специалистов-психологов и медицинских работников, повышая некоторые психологические характеристики, можно воздействовать на развитие эмоционального интеллекта еще на этапе профессиональной подготовки. Таким образом, нами была поставлена проблема взаимосвязи психологических факторов: рефлексии и осмысленности жизни на развитие эмоционального интеллекта.
Для проведения исследования роли психологических факторов на развитие эмоционального интеллекта нами был использован следующий измерительный инструментарий: тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика Карпова А. В. «диагностика рефлексии», методика оценки эмоционального интеллекта Н. Холла. Для изучения взаимосвязи психологических факторов с компонентами эмоционального интеллекта мы использовали план многомерно корреляционного исследования, а для изучения динамики показателей на протяжении обучения и сравнения их на различных факультетах корреляционный план сравнения двух групп.
Для статистической обработки использовался коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена и U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых групп. В исследовании приняли участие 247 студентов Курского медицинского университета второго и пятого курсов факультетов лечебного, фармацевтического и клинической психологии.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные: при высоком уровне общего показателя осмысленности жизни наблюдаются высокие показатели всех компонентов эмоционального интеллекта. Высокие показатели локуса контроля-Я соответствуют высоким показателям самомотивации (р = 0,0012), управления своими эмоциями (р = 0,000000), распознавания эмоций других людей (р = 0,0041), что свидетельствует о том, что способность контролировать свою жизнь и принимать самостоятельные решения взаимосвязана с самообладанием и мотивацией собственными убеждениями, а также способностью к пониманию посторонних эмоциональных состояний и реакций. Эмоциональная осведомленность студентов тем выше (р = 0,00043), чем выше рефлексивность, т. е. возможность взглянуть внутрь себя позволяет признать ошибки, а также увидеть другие ситуации.
Высокие показатели эмоционального интеллекта связаны также со смысложизненными ориентациями «Цель в жизни» и «Процесс жизни». Обнаружена положительная и высоко значимая корреляция ориентации на будущие цели и представления с показателями самомотивация (р = 0,000031), эмпатия (р = 0,047), распознавание эмоций других людей (р = 0,000392), а также управление своими эмоциями (р = 0,000024), что мы понимаем как прогнозирование последствий и соотнесение их с установками на будущее, ориентацию на важность эмоциональных контактов в будущем. Обнаружена взаимосвязь всех показателей эмоционального интеллекта на высоком уровне значимости с ориентацией на процесс, что говорит о том, что осмысленность настоящих и ситуативных эмоциональных контактов способствует повышению контроля за своими эмоциональными реакциями и наблюдению за эмоциями других людей. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что развитие эмоционального интеллекта при подготовке специалистов-психологов и врачей различного профиля может происходить с помощью работы над рефлексивностью и повышением уровня осмысленности жизни. Интеграция личного эмоционального опыта в таком случае будет способствовать расширению границ профессиональных навыков, профилактике эмоционального выгорания и сохранению адаптивности собственного поведения.
Бабушкина О. Н.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ
У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ
В современной психологии уделяется большое внимание изучению проблемы самореализации, что непосредственно связанно с исследованием внутренней активности личности; возможности максимального использования ресурсов (внешних и внутренних) для полного самоосуществления личности в процессе ее развития (Дерманова И. Б., 1998). Самореализация рассматривается как необходимое условие этого развития. Семья является одним из главных факторов, влияющих на процесс самореализации личности подростка. Выступая в качестве источника становления и развития личности ребенка, она способна формировать сильный побудительный мотив для личностного роста, что является неотъемлемой предпосылкой для самореализации личности (Коростылёва Л. А., 1998).
В настоящее время постоянно увеличивается количество детей, лишенных родительского попечения. По разным оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около полумиллиона детей-сирот, около 10% из них - «настоящие» сироты, родители которых умерли, остальные - социальные сироты, т. е. дети, лишенные семьи при живых родителях. В нашем исследовании был сделан акцент на изучение особенностей мотивации к самореализации девочек-подростков, имеющих неблагоприятный опыт семейного воспитания. Выборка исследования составила 38 девочек-подростков в возрасте 13-16 лет. Из них 26 -учащиеся восьмого и девятого класса Мариинской гимназии-интерната; 12 - социальные сироты, проживающие в детском доме. Стоит заострить внимание на специфике Мариинской гимназии. Она изначально заявляла себя как образовательное учреждение, ориентированное на развитие в девочках «благородных» качеств, первый набор (сейчас 8-9 класс) осуществлялся с акцентом на девочек с неблагоприятной семейной ситуацией.
В результате исследования мы выявили некоторые особенности мотивации к самореализации девочек-подростков, имеющих неблагоприятный опыт семейного воспитания. У девочек обеих выборок преобладает высокая и средняя мотивация достижения успеха.
Результаты факторного анализа, где первый компонент, названный нами «ориентация на внутренние ресурсы достижения успеха» имеет самый большой «вес» (42%), свидетельствует о преобладании у девочек внутренней мотивации к самореализации. В структуре мотивации достижения успеха девочек обеих выборок преобладает интерио-риация успеха. Высокий процент девочек считают успехом преодоление препятствий (27% девочек гимназии, 25% девочек из детского дома), призвание (39% и 42% соответственно).
Нами было замечено, что девочки обеих групп в большинстве своём связывают успех с удачей, везением (73% девочек гимназии, 100% девочек из детского дома). Низкие показатели получились у девочек по шкале успех как власть (86% и 75% соответственно) и успех признание другими (67% и 50%).
Полученная в результате факторного анализа вторая компонента - «ориентация на внешние признаки достижения успеха» имеет сравнительно малый вес (14%). В состав третьей компоненты - «успех как доминирование над другими» вошли мотивация избегания неудач и успех как власть, которые имеют обратную зависимость. Такие результаты могут быть следствием отсутствия у девочек потребности доминирования над другими, отсутствия желания контролировать самим свое социальное окружение, быть ведущими, а не ведомыми; а также говорят об отсутствии потребности быть признанными, уважаемыми своим социальным окружением.
Это может являться следствием влияния той среды, в которой они находятся - и в детском доме, и в гимназии-интернате: им практически не дают права выбора, свободы действий, они привыкли к атмосфере полного контроля.
Сравнение двух выборок по Т-критерию Стьюдента показало, что не существует достоверных различий между мотивацией к самореализации у девочек-подростков, учащихся гимназии-интерната, и дево-чек-социальных сирот.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что девочки, при наличии у них внутренней мотивации к самореализации, в большинстве своем не видят того необходимого для самореализации что может и предоставляет им социальная среда, социальное окружение. Не сформированная внешняя мотивация к самореализации свидетельствует о слабо выраженном стремлении к достижениям в окружающем социуме. Кроме того, полученные нами результаты убеждают нас в том, что образовательная стратегия сосредоточения в одном образовательном учреждении для девочек-подростков из семей с неблагоприятной семейной ситуацией вряд ли может считаться психологически обоснованной и конструктивной.
Багненко Е. С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЖЕНЩИНОЙ СВОЕГО ВНЕШНЕГО ОБЛИКА
На протяжении многих лет лица и тела с видимыми отличиями связывались в обыденном сознании со злом или жестоким поведением (Zeidner M., Endler N. S., 1996). Наличие морщин у женщины ассоциируется с существованием у нее неких болезней (Myers T. A., Crowther J. H., 2009), что на подсознательном уровне делает ее менее привлекательной для мужчин, поскольку приятные черты наряду с другими биологическими сигналами служат в популяции факторами отбора для продолжения рода наиболее полноценных особей (Salter F., 1996). В одних культурах тенденция к выщипыванию бровей или увеличению объема губ является данью мод, т. е. желанию выглядеть «как все», в то время как в других культурах, чтобы выглядеть как все, нужно иметь густые сросшиеся или дорисованные на переносице брови.
История не знает такой культуры, которая бы так или иначе не регламентировала определенные параметры внешнего вида человека, не выдвигала бы в качестве образцов для подражания какие-то идеальные модели и не создавала условий для их внедрения в сознание человека (Лелеко В. Д., 1994), при этом установлено (Myers T. A., Crowther J. H., 2009), что женщины оказываются недовольными своей внешностью, только сравнивая себя с другими. Подражание и эмоциональное заражение (Вилюнас В. К., 1990) - известный, хотя и малоизученный психологический феномен, в основе которого, как полагают, лежат не только социально-адаптивные механизмы, но и безусловные рефлексы. Вместе с тем манера одеваться, причесываться, пользоваться макияжем свидетельствует об отчетливом желании «выделиться из толпы», обратить на себя внимание, это стремление, как известно, оказывается максимально выраженным при участии в публичных мероприятиях с большим количеством людей. Это желание выделиться из общей массы, по нашему убеждению, в основе своей имеет безусловнорефлекторный характер: психологам известен факт, что непосредственно перед овуляцией и в течение нескольких дней после нее женщины ведут себя и одеваются более провокационно в плане их сексуальной привлекательности (Gallup G. G. Jr., Frederick D. A., 2010).
Целью настоящего исследования явилось изучение побудительных мотивов обращения женщин в косметологическую клинику для коррекции их внешности. С использованием клинико-психологического метода (включенное наблюдение и структурированное интервью) изучены мотивы 60 женщин в возрасте от 17 до 67 лет. Параллельно с изучением мотивов с помощью визуального наблюдения и уточняющих вопросов оценивалась их манера одеваться, причесываться и пользоваться декоративной косметикой.
Установлено, что как бы клиентки ни формулировали свои мотивы обращения к врачу-косметологу, фактически они сводятся к желанию, чтобы их внешность, в первую очередь лицо, соответствовало некоему общепринятому в их понимании стандарту, представления о котором сформированы у них на основании образов, фигурирующих в средствах массовой информации, мнений родственников, знакомых, а также интервью медийных лиц различным печатным изданиям. Другим фактором оказывается реклама различных косметических средств и методов лечебной косметологии, из которой некоторые женщины выясняют, что они отстали от жизни и что все давно уже этим пользуются, хотя профессионалу видно, что демонстрируемые эффекты от применения чудодейственных кремов на самом деле результат применения бо-токса, пилинга, наполняющих методик или методов пластической хирургии.
Итак, в формировании женщиной своего внешнего облика прослеживаются две противоположные тенденции - иметь внешность максимально приближенную к некоему стандарту и одеваться, делать прическу и использовать декоративную косметику таким образом, чтобы выделиться из общей массы. Данное противоречие служит еще одной иллюстрацией философского закона единства и борьбы противоположностей.
Болтик Г. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова