Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
Проблема здоровья студенческой молодежи относится к разряду актуальных и социально значимых для современной России. В литературе описан целый комплекс неблагоприятных факторов, существенно осложняющих личностно-профессиональное развитие (Деркач А. А., Дьячков В. М., 1997; Ширманова О. В., 2002), среди которых наиболее распространены пограничные нервно-психические расстройства и эмоционально-неблагоприятные состояния.
Целью работы явилось исследование неблагоприятных психоэмоциональных состояний у студентов и их связи с функциональным состоянием. В исследовании приняли участие студенты Тамбовского университета имени Г. Р.Державина.
Для решения поставленных задач нами был использован опросник К. К. Яхина - Д. М. Менделевича, направленный на выявление невротических расстройств. В результате было выявлено, что 57% студентов (n = 268) имеют невротические расстройства в структуре личности, в том числе 22,7% на первом курсе, 34,3% на четвертом курсе. Качественный анализ показал, что наиболее часто встречается среди студентов невротическая тревога (70% случаев), в 60% распространены обсессив-но-фобические расстройства, а в 50% выявлены истерия и вегетативные нарушения. При этом достаточно часто у одного студента встречаются несколько невротических расстройств.
Далее нами было выделено две группы студентов: первая группа - с невротическими проявлениями в структуре личности; вторая без невротических проявлений, которая условно названа неврозоустойчи-вой. В этих группах был проведен сравнительный анализ психофизиологических характеристик. В этих группах было проведено исследование функционального состояния с помощью прибора типа Варикард», который позволяет рассчитать интегральный показатель по Р. М. Баевскому на основании анализа вариабельности сердечного ритма.
Интегральный показатель позволяет оценить функциональное состояние студентов и отнести его к одному из трех диапазонов: нормальному, преморбидному, донозологическому. Так, в группе студентов с невротическими расстройствами функциональное состояние находится на преморбидном уровне у 37,3%, на донозологическом уровне -у 41,5%, в норме - у 21,3 %. У студентов без невротических проявлений функциональное состояние на преморбидном уровне обнаружено у 31,4%, на донозологическом уровне - у 35,2%, в норме - у 33,4% лиц. Использование ф-критерия позволило установить, что процент лиц с функциональным состоянием на преморбидном уровне выше у студентов с невротическими проявлениями, чем у студентов без невротических проявлений (ф* = 2,27, р < 0,01 при фкр = 2,3), функциональное состояние в диапазоне нормы чаще встречается среди лиц без невротических проявлений (ф* = 3,23, р < 0,01 при фкр = 2,31).
Корреляционный анализ показал, что у студентов с невротическими проявлениями существует достоверная положительная связь функционального состояния со шкалой невротической тревоги (r = 0,494; р < 0,05), т. е. чем выше невротическая тревога, тем больше функциональное состояние смещено от нормального полюса к донозо-логическому. Это свидетельствует о возможном векторе соматизации эмоционального состояния.
С другими шкалами опросника и в группе студентов без невротических проявлений корреляционных связей не установлено. Кроме того, в структуре личности студентов с невротическими проявлениями выявлены такие деструктивные проявления, как алекситимия. Среди студентов, у которых выявлены невротические проявления, 30% первокурсников и 34% старшекурсников имеют алекситимию в структуре личности; а среди студентов с алекситимией 70% студентов первого курса и 75% четвертого имеют те или иные невротические проявления. Значимые корреляции наблюдаются между алекситимией и невротической депрессией (r = 0,50; р < 0,05), между алекситимией и обсессивно-фобическими нарушениями (r = 0,48; р < 0,05), а также астенией и вегетативными нарушениями (r = 0,50; р < 0,05).
В целом можно констатировать, что у большей части студентов с алекситимией в структуре личности имеются невротические расстройства, преимущественно невротическая депрессия. Таким образом, в результате проведенного исследования установлена количественная и качественная характеристика невротических расстройств, встречающаяся у студентов, их связь с функциональным состоянием. Проведенное исследование позволило наметить пути коррекционной работы по психологическому сопровождению студентов, направленному на сохранение их психологического здоровья и предотвращение соматизации.
Хромов А. И.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ
Большинство современных исследователей придает большое значение состоянию когнитивной сферы больных шизофренией. Многочисленные исследования состояния когнитивных функций таких больных позволили говорить о наличии когнитивного дефицита (КД) как самостоятельной характеристике заболевания. Дискуссионным остается вопрос об устойчивости КД на ранних этапах заболевания, а также об эффективности проводимого лечения.
В данной работе предпринята попытка оценить изменения в состоянии когнитивной сферы больных шизофренией детей и подростков на фоне проводимого нейролептического лечения. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 18 детей и подростков (средний возраст 12,2 ± 3,0 лет): 10 человек, имеющих диагноз шизофрения, детский тип (F20) и 8 человек - шизотипическое расстройство (F21). На протяжении всего периода исследования все больные проходили стационарное лечение, которое подбиралось индивидуально лечащими врачами.
Для оценки когнитивных функций больных использовались следующие патопсихологические методики: память - заучивание 10 слов (А. Р. Лурия), «простые» и «сложные» парные ассоциации (В. П. Критская); внимание - тест Струпа, поиск чисел по таблицам Шульте (мотивирующая инструкция «сделай быстрее всего» для последней таблицы); мышление - «конструирование объектов» (С. М. Алейникова и Т. К. Мелешко); восприятие - «идентификация формы».
Параметры оценки: объем непосредственного (НП) и отсроченного (ОП) воспроизведения, объем «простых» (ППА) и «сложных» (СПА) парных ассоциаций; скорость и точность (тест Струпа), время выполнения таблиц Шульте; количество ошибок восприятия; количество целостных и комбинаторных ответов в «конструировании объектов». Оценка состояния когнитивных процессов больных проводилась дважды: в течение первой недели после госпитализации и спустя месяц после первичного обследования.
Результаты. Сравнение результатов первичного и повторного исследования показало, что в целом больные из группы F20 продемонстрировали большую чувствительность к лечению. В этой группе достоверно (p < 0.05) увеличился объем НП, ОП и ППА, снизилась скорость выполнения теста Струпа, «мотивирующей» таблицы Шульте, а также снизилось количество ошибок восприятия. У больных из группы F21 достоверно улучшились лишь параметры внимания (скорость теста Струпа, 1 -ой таблицы Шульте). Оцениваемые параметры мышления не изменились ни в одной из групп. Интересно, что сравнение групп F20 и F21 как независимых не обнаружило достоверных различий ни в первичном, ни в повторном исследовании.
На наш взгляд, полученные данные стоит интерпретировать осторожно. Наблюдаемые изменения в состоянии когнитивных функций могут являться следствием различных факторов, не связанных напрямую с лечением. Так, достоверное снижение скорости выполнения теста
Струпа в обеих группах больных, вероятно, может быть связано с эффектом научения, которого не наблюдается, например, при поиске чисел в таблицах Шульте. Другой фактор - различный возрастно-половой состав выборки, влияние которого, однако, в известной степени сглаживается дизайном исследования («продольные срезы»). Еще один фактор, влияние которого в данной работе не оценивалось - давность заболевания и тяжесть состояния конкретного больного. Два последних фактора связаны с другим аспектом КД, касающимся времени его появления, степени выраженности и устойчивости на протяжении заболевания, с возрастной динамикой КД при шизофрении. Указанные обстоятельства позволяют утверждать, что патопсихологическая оценка динамики КД при шизофрении в детском и подростковом возрасте должна проводиться комплексно с учетом сложности и динамичности самой «картины» познавательного развития таких больных, т. к. влияние болезни на ранних стадиях развития познавательных процессов приводит к искажению самого познавательного развития - когнитивному дизонтогене-
зу.
Цветкова И. В.
РОЛЬ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ
В ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье, представляющее собой ценность и на общегосударственном уровне, и на уровне индивида, объективируется телесностью человека. «Одной из базовых составляющих аксиологии здоровья выступает аксиология человеческой телесности, поскольку именно тело человека, его состояние и степень развития, характер его функционирования и динамика изменений, его сопряженность или же разбалансиро-ванность с социальным бытием субъекта являются важным индикатором здоровья» (Быковская И. М., 2007). Телесность индивида, в свою очередь, формируется и трансформируется по аналогии с другими высшими психическими функциями - прижизненно, в ходе социального взаимодействия, в первую очередь с близким взрослым. Ребенок постепенно путем интериоризации усваивает социально приемлемые способы контроля и регуляции собственных телесных проявлений. Социумом задаются представления об идеалах внешности, эталоны здоровья. Поэтому необходимым условием адекватного рассмотрения феномена внутренней картины здоровья является изучения влияния социокультурных норм и стереотипов на субъективные представления человека о собственном здоровье. Внутреннюю картину здоровья неверно рассматривать как нечто обратное внутренней картине болезни. Внутренняя картина здоровья - это самостоятельный продукт познавательной и личностной активности субъекта, которую можно определить как совокупность субъективных представлений о нормальном и патологическом состоянии, как переживание человеком статуса и динамики своего здоровья, осознание своих душевных и физических возможностей и ресурсов (Творогова Н. Д., 2007). При этом структура и функции данных психологических образований во многом могут иметь схожие черты и источники развития. Внутренняя картина здоровья задает модус поведения человека в отношении собственного тела и здоровья и перспектив его развития.
Современное общество жестко диктует стандарты и нормы личностного отношения к здоровью и приемлемые способы его поддержания, а также идеалы красоты и успешности. Современные социальные ценностные стандарты и стереотипы, активно навязываемые СМИ, зачастую детерминируют ригидный, стрессогенный, дисгармони-зирующий эффект и не соответствуют индивидуальному многообразию конституциональной и психологической организации субъекта (Фромм Э., 1990). Данный феномен служит примером «обратной стороны социализации», в результате которой натуральные психические функции приобретают не только свойства ВПФ, но также патологический характер (Тхостов А. Ш., Сурнов К. Г., 2005). Подобные виды телесной патологии сопровождаются переживаниями дисгармоничности собственной личности, несоответствия общепринятым стандартам, формированию зависимости от предлагаемых средств удовлетворения потребностных состояний, например индустрии здорового образа жизни или глянцевых журналов. Ярким примером подобного современного культурного стереотипа является «социальная ипохондрическая практика», которую можно определить как «структурированную, организованную деятельность, направленную на сохранение здоровья, не требующую для своего инициирования проблем со здоровьем» (Тхостов А. Ш., 2005), что включает в себя всевозможные профилактические и оздоровительные процедуры.
Практическая значимость изучения субъективных представлений о здоровье связана с пониманием того, что сохранение и преумножение здоровья индивида и нации в целом не может быть обеспечено только с помощью медицины. Необходима специально организованная работа по формированию развитых социальных и индивидуальных представлений о здоровье.
Таким образом, в связи с ухудшением экологических условий, роста психологической нагрузки и стрессов в современном обществе проблема понимания психологического аспекта феномена здоровья становится одной из важнейших. Требуется расширение теоретических представлений и модернизация психологического мониторинга процесса интеграции новейших технологий в жизнь личности с целью формирования представлений человека о том, к каким конкретным целям следует стремиться в процессе деятельности по совершенствованию здоровья, чтобы избежать ловушек агрессивного, манипулятивного внешнего управления этим интимным личностным процессом. Чтобы сохранить и развить в себе способность к личному усилию, личной компетентности и личной ответственности (Сурнов К. Г., Цветкова И. В., 2010).
Цымбал А. В.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ УГРОЗУ ЖИЗНИ
Проблема сохранения здоровья и работоспособности лиц, подвергавшихся воздействию факторов экстремальных ситуаций, в последнее время привлекает внимание большого числа исследователей (Н. В. Тарабрина, А. Г. Маклаков). Особое внимание уделяется состоянию, поведению и деятельности людей в чрезвычайных ситуациях с витальной угрозой (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты) (Решетников М. М., 2004). В последнее время остро встает проблема социально-психологических последствий аварий на угольных предприятиях и разработки мероприятий психологической помощи пострадавшим, поскольку в силу ряда причин данная категория недостаточно изучена (А. А. Токман).
Целью данного исследования является изучение особенностей социально-психологической адаптации шахтеров, переживших угрозу жизни во время аварии. В исследовании приняли участие 98 человек в возрасте от 22 до 52 лет, работающих на шахтах Кемеровской области. Выборка была разбита на две группы:
-
в первую (основную) группу вошли 48 шахтеров, пережившие витальную угрозу во время аварии на шахте;
-
во вторую (контрольную) группу вошли 50 шахтеров, не попадавших за время работы в ситуации, когда их жизни угрожала опасность.
Выборку составили мужчины в возрасте от 22 до 52 лет. Средний возраст в контрольной группе 38,2 года, в основной - 37,5 лет. Стаж работы на шахте у исследуемых был от 2,5 до 29 лет, средний стаж работы в контрольной группе 15,5 лет, в основной - 12,8 лет. В основной группе время, прошедшее с момента аварии, варьировалось от 6 месяцев до 12,5 лет.
Обе группы обследовались при помощи методики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда и опросника выраженности психопатологической симптоматики (Symptom Chek List - SCL-90). В ходе проведенного исследования в обеих группах выявлен средний уровень социально-психологической адаптации: основная группа -
73,6%, контрольная - 78,3%. Кроме того, в обеих группах выявлен высокий уровень самопринятия и принятия других. По шкалам опросника социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда статистически значимых различий между группами не выявлено. При этом в обеих группах часто встречается повышение по шкале лжи (30%), что говорит о стремлении давать социально желательные ответы. По опроснику выраженности психопатологической симптоматики SCL-90 в основной группе распространенность психопатологических симптомов по всем шкалам существенно выше, чем в контрольной. Особенно часто встречаются такие симптомы, как соматизация (36%) и межличностная тревожность (29,5%). Средние значения по шкалам в контрольной группе в пределах нормы, в основной группе среднегрупповой балл по шкале «соматизация» выше нормы (0,47 ± 0,12). Исследуемые наиболее часто отмечали жалобы на головные боли, боли в пояснице, в мышцах, тяжесть в конечностях.
При статистической обработке данных с использованием U-критерия Манна-Уитни были выявлены статистически значимые различия в выраженности соматической симптоматики между контрольной и основной группами (p < 0,05). В основной группе у семи человек (14,5%) выявлена психологическая дезадаптация: сильная выраженность симптоматики по всем шкалам, общий балл (GSI) и индекс выраженности дистресса (PDSI) выше нормативного уровня; в контрольной группе не выявлено людей с дезадаптацией.
Проведенный корреляционный анализ выявил положительную связь между уровнем адаптации по Роджерсу-Даймонду и индексом выраженности дистресса PDSI (0,54 при р < 0,01). Не выявлено корреляционной связи между выраженностью психопатологической симптоматики, уровнем социально-психологической адаптации и такими показателями, как время, прошедшее с момента аварии, возраст, стаж работы.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы об основных последствиях переживания витальной угрозы шахтерами на рабочем месте. Ведущее место занимает проблема соматизации и межличностной тревожности. Оба этих синдрома могут существенно влиять на здоровье, работоспособность и качество жизни шахтеров и требуют адресной психологической помощи. Кроме того, нужно отметить, что в основной группе наблюдается внешняя социально-психологическая адаптация, при этом выявлена большая распространенность психопатологических симптомов, что показывает необходимость разработки на предприятиях угольной промышленности системы мероприятий по психологическому сопровождению лиц, переживших угрозу жизни во время аварии на шахте.
Черепанов А. В.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова