Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
Современные психологи уделяют пристальное внимание методологии изучения процессов памяти. В частности, Верч и Боер (Wertsch & Boyer, 2009) делятся соображениями о возможности поиска новых ключей к исследованию памяти человека, ссылаясь на необходимость привлечения к ее изучению не только когнитивных психологов, а, к примеру, антропологов, социологов и историков. Утверждается, что невозможно полностью охватить феномен, не рассматривая его сквозь призму социокультурных парадигм. Так, ученый-эклектик М. Хальбвакс (Хальбвакс, 2007) еще в 1930-е годы одним из первых начал говорить о феномене коллективной памяти, связывая его с опытом истории и социологии. С точки зрения Хальбвакса, существует два типа памяти: внутренняя (автобиографическая) и внешняя (историческая). Коллективная память включает прошлое в свои структуры, наносит черты, достойные запоминания. Поэтому кажется, что она формирует свою образность вокруг пространственных ориентиров, рельефом проступающих на кругах восприятия.
Процесс, посредством которого индивидуальные воспоминания интегрируются в структуры коллективной памяти, Хальбвакс связывает с традицией. Традиция и сохраняет, и модифицирует социальные рамки памяти во времени. Этот процесс происходит так медленно, что накапливающиеся изменения незаметны для тех, кто постоянно с этими рамками сталкивается. Кроме того, защитники традиции должны, вероятно, поддерживать ее мнемонические места посредством актов коммемора-ции, которые, считает Хальбвакс, призваны скрыть (или остановить) процесс медленного изменения традиции. Именно поэтому коммемора-ция напрямую относится к политике и, например, патриотическому воспитанию. Социальные психологи начинают исследовать коллективную память в связи с возникновением этнических конфликтов (Bar-Tal, 1998). Коллективная память здесь выступает в роли лейтмотива, пронизывающего социум и внушающего определенные идеи, которые передаются следующим поколениям (Bar-Tal, 2000). Эти идеи играют воспитательную роль и оказывают влияние, в первую очередь, на новых членов общества. Тем самым объясняются национализм и патриотизм таких стран, как Палестина, Израиль и др. Насилие, желание нанести физический вред зарождаются беспричинно, в силу «специфического понимания социумом» своих позиций.
Упор на социальные факторы формирования индивидуальной (автобиографической) памяти как самоидентичности в различных средах позволил Хальбваксу настаивать на существовании разных (больше одной) концепций коллективной памяти, таким образом указывая на ее отличие от истории. Коллективная память рассматривалась исследователями как нескончаемая борьба между официальной и народной культурами, существующими в социуме (Bodnar, 1992). Система взглядов на мир формулируется в терминах противопоставления чаще, чем в позиции структурного, четкого воспроизведения. Эти конфликты и переосмысление происходят в политической и социальной сферах и вымещаются в прошлом, которое, в свою очередь, влияет на самоидентичность. Точность занимает здесь второстепенную роль и может пожертвовать собой в пользу необходимой работы других функций.
Разделение на память человека и историю связывают с появлением грамотности, причем грамотности в роли инструмента создания дискурса и критической мысли способов восприятия. Хальбвакс заявил, что «формальная» история отличается от коллективной памяти, после чего начались дискуссии, которые продолжаются до сих пор. П. Нора (1989) имел своеобразную точку зрения, считая «формальную» историю вытесненной и полагая, что «мы говорим так много о памяти, т. к. ее у нас очень мало». В своем труде «Проблема поколений» (1928) К. Маннгейм представил поколение как социальный, не биологический конструкт, являющийся продуктом исторической, социальной и политической реальности и зависящий от опыта конкретного социума. Г. Шуман и Ж. Скотт (1989) использовали понятия Маннгейма, чтобы сформулировать гипотезу о различии поколений в восприятии исторических событий. Явлениями, определяющими «картину мира», будут те, которые пришлись на юношеский возраст (17-21 год).
На наш взгляд, в исследовании коллективной памяти может быть продуктивным обращение к нарративному подходу. Именно истории со своими характерными сюжетами составляют социальные факты, которые в итоге представляют групповую идентичность. Анализ групповых нарративов позволит выявить инварианты и индивидуальные особенности коллективных нарративов памяти, а также проследить способы, которыми коллективные мотивы включаются в индивидуальную идентичность.
Соловьева М. А.
СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ СВЯЗЬ
С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ
Как известно, эмоции не всегда желательны в обществе, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. Регуляция эмоций - осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Выделяют такие виды эмоциональной регуляции как: эмоциональное отреагирование - эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы. Эмоциональная трансформация, когда внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Эмоциональное подавление, при котором внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций, их подавления (Саенко Ю. В. 2010). Целью нашего исследования является сравнительный анализ эффективности различных способов регуляции эмоций. В соответствии с нашей гипотезой для выбора способа регуляции эмоций важны следующие особенности личности: манипулирование, защитные механизмы, аддиктивное поведение, уровень невротизации, уровень ответственности, а также наличие соматических заболеваний, способность к самораскрытию и независимость. Мы провели исследование и выявили типичные способы регуляции эмоций респондентов и их личностные качества. Как преобладающий вид регуляции эмоций, отреагирование используют 43% испытуемых, подавление - 30%, трансформацию и подавление в равной степени используют 10%, отреагирование и подавление - 7%, отреагирование и трансформацию - 7%. Подавление прямо пропорционально связано с аддиктивным поведением. То есть, чем больше человек использует подавление, тем больше он склонен к формированию зависимостей. Трансформация обратно пропорционально связана с аддиктивным поведением и прямо пропорционально - с интернальностью. Чем лучше человек владеет способом трансформации эмоций, тем меньше он подвержен аддикциям. А также принятие ответственности на себя способствует тому, что человек прибегает к эмоциональной трансформации. С отреагированием корреляций не обнаружено. Кроме вышеприведенных данных, мы также обнаружили ряд интересных связей. Лица, склонные к аддиктивному поведению, характеризуются тем, что они не спонтанны (не уверены в себе, не естественны), манипулируют (скрыто используют другого человека для достижения собственных целей), экс-тернальны (низкий уровень внутреннего контроля), используют защитные механизмы (замещение, отрицание, регрессию), склонны к алекситимии (не способны открыто выражать свои эмоции). Лица, склонные к соматическим заболеваниям, обнаруживают алекситимию, используют защитные механизмы (регрессию), не удовлетворены жизнью, у них высокий уровень стресса. Манипуляторы склонны к аддиктивному поведению, к использованию защитных механизмов (отрицание и замещение), не спонтанны, являются экстерналами. У людей, склонных к неврозам, низкий уровень стресса, они не склонны к алекситимии, не склонны использовать защитные механизмы, интернальны. Люди, удовлетворенные жизнью, менее склонны к соматическим заболеваниям, меньше используют защитные механизмы, у них низкий уровень стресса, они автономны (с высоким уровнем независимости, психического здоровья, целостности и полноты личности), интернальны. Интерналы не склонны к аддиктивному поведению, с низким уровнем стресса, умеют выражать свои чувства, не используют защитные механизмы, удовлетворены жизнью, не склонны к манипулированию, автономны, спонтанны (уверенны в себе, естественны, открыто выражают свои чувства и желания). Самоактуализирующиеся личности удовлетворены жизнью, не склонны к аддиктивному поведению, устойчивы к стрессу, не используют защитные механизмы, являются интерналами.
Полученные в нашем исследовании сведения о связи тех или иных личностных особенностей могут стать основой для следующих умозаключений. Чтобы преодолеть психосоматические заболевания и склонность к аддикциям, сделать свою жизнь более удовлетворенной, следует отказаться от манипулирования и эмоционального подавления и развивать интернальность, самоактуализацию (в частности, автономность и спонтанность) и эмоциональную трансформацию в качестве способа регуляции эмоций. Решение этой задачи возможно осуществить в тренинге развития самоактуализации и преодоления манипулирования, который предполагается провести в качестве исследования в дальнейшем.
Тухтиева Н. Х.
- Санкт-петербург 2011
- Печатается по решению Ученого совета факультета психологии с. -Петербургского гоударственного университета
- Личностные детерминанты социальной поддержки как копинг-стратегии у молодежи
- Формирование спортивной мотивации у юных борцов-самбистов
- К постановке проблемы исследования ментальных репрезентаций*
- Современная психология счастья: достижения и проблемы
- Интеллектуальная дифференциация в возрастной психологии: дошкольный возраст
- Невербальные признаки обмана
- Опознание в условиях затрудненного выбора*
- Проблемы валидности в дифференциальной психометрике
- Субъективная уверенность как механизм стабилизации гипотез сознания*
- 2003), И тем самым препятствует поиску нового, может быть, правильного.
- Регуляторный фокус как системообразующий фактор волевой сферы личности
- Решение задач локализации в условиях многовариантного выбора*
- Копинг-стратегии китайских студентов, обучающихся на родине и в россии
- Переживание свободы и ответственности в виртуальном мире и реальной жизни
- Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия*
- Типы переживания одиночества
- Исследование взаимосвязи локуса контроля и характерологических особенностей
- Изучение стратегий когнитивной деятельности при решении сенсомоторных задач*
- Креативность и социальный интеллект: особенности взаимосвязи
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Эмоциональный интеллект как фактор устойчивости к психическому выгоранию
- Процессы самоорганизации в структуре «я» личности
- Структура совладающего поведения в различных типах семей
- Релевантность стимула при индукции слепоты по невниманию*
- Когда маска становится праймом?*
- Влияние неосознаваемой структуры материала на эффективность его заучивания*
- Влияние контекста предложения на восприятие и запоминание омонимичного слова*
- Степень знакомства со словами и различные показатели их частотности*
- Трудности изучения проблемы ментальной репрезентации*
- Отечественные подходы к пониманию жизненного выбора
- Об актуальности изучения невербального поведения
- О проявлении эмоций в голосе
- Музыкальные потребности в контексте пространства личностного бытия
- Субъективные репрезентации и личностный риск*
- Эмоциональный интеллект и личностные предикторы креативности*
- Понимание смысла жизни в разных типах семей
- О научных постулатах на основе недоказуемых идей
- Развитие личности через идентификацию с литературным героем
- Взаимосвязь стилевых и типологических особенностей у студентов вуза
- Роль неосознаваемого фона в процессе воспроизведения ряда чисел
- Критический анализ психосемантики
- Современные исследования коллективной памяти: основные идеи и перспективы
- Влияние иррелевантных параметров стимула на фиксирование установки*
- Персонологический факт и проблема уровней анализа
- К вопросу о психологическом портретировании
- Рефлексия агрессии и эмоции гнева: ведущие закономерности
- Личностная регуляция морального выбора
- Психологические аспекты воображения в эстетической ситуации
- Из опыта работы по системе семейной групповой логопсихотерапии
- Супервизия в структуре додипломной подготовки студентов клинических психологов
- Психофизиологические аспекты повышения устойчивости к информационному стрессу
- Концептуальный диссонанс
- Выявление депрессии и анализ причин ее возникновения у школьников-старшеклассников
- Анализ индивидуально-психологических свойств личности мобильных аддиктов
- Сравнительный анализ конфликтов у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом
- Перспективы исследования когнитивных процессов при аутизме
- Родительское отношение к детям, имеющим аутизм с умственной отсталостью
- Психологическое здоровье учащихся
- Доверие как фактор деформации субъектности при состоянии зависимости
- Исследование различий образа азартных игр у мужчин и женщин
- Особенности социальных сетей зависимой личности
- Формирование навыков саморегуляции подростков с ограниченными возможностями
- Взаимосвязь эмоционального выгорания и эмпатии: гендерный аспект
- Взаимосвязь различных видов рискованного поведения подростков
- Нарушения переработки аффективной информации у лиц с депрессивным синдромом
- Субъективная семантика детей с умственной отсталостью
- Концепция посттравматического роста в контексте психотравматологии
- Автобиографическая память у лиц с высоким уровнем перфекционизма в юности
- Взаимосвязь комплаенса и типа вкб при соматоформных расстройствах
- Психологическое здоровье женщины во время беременности
- Особенности психологической адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт
- Различия в корковой активности у левшей и правшей в фоне и при решении творческих заданий
- Социально-психологическая адаптация молодежи с синдромом вда
- Структура защитно-совладающего поведения подростков с сахарным диабетом I типа
- Проявления когнитивного дефицита у больных шизофренией с разным качеством жизни
- Психообразовательные занятия при лечении депрессии
- Психологические факторы профессионального здоровья врачей
- Профилактика аддиктивного поведения в подростковой среде
- Тревожно-депрессивные проявления и саморегуляция у невротических личностей
- Механизмы преодоления стресса у лиц с алкогольной зависимостью
- Особенность эмоционально-волевой регуляции при состоянии алкогольной зависимости
- Психофизиологические коррекции в терапии стрессовых состояний и их последствий
- Нарушения эмоциональной сферы у больных шизофренией
- Деформация субъектности при алкогольной зависимости
- Анализ психоэмоционального состояния подростков с локальными поражениями мозга
- Эмоциональная рефлексия как условие личностного здоровья локомотивных работников
- Отношение к смерти в юношеском возрасте
- 1991; И. Н. Пятницкая, н. Г. Найденова, 2002; с. В. Березин,
- Телесность как инструмент развития креативности
- Невротические проявления у студентов и их связь с функциональным состоянием
- Активная музыкотерапия в регуляции эмоций при стрессовых расстройствах
- Факторы формирования психологического здоровья учащихся младшего школьного возраста
- Система отношений подростков с аддиктивным поведением
- Личностный потенциал подростков, страдающих депрессией
- Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе
- Психологические факторы развития эмоционального интеллекта у студентов вуза
- Изучение самооценки старших дошкольников с различным уровнем креативности
- Социальное и перцептивное основание для формирования значений новых слов
- К вопросу об обучении специалистов социальной сферы работе с семьей инвалида
- Эмоциональное я старших подростков: анализ семантических универсалий
- О психологическом сопровождении личности педагога как профессионала
- Ассоциативное поле концепта «природа» в сознании старших подростков
- Взаимосвязь акцентуаций и зависимости от сети «в контакте» у старшеклассников
- Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игротерапии
- Прогнозирование оценок студентами на экзамене
- Психологические особенности школьников, занимающихся научной деятельностью
- Экспериментальное исследование интенции в раннем возрасте
- Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов
- Агрессивность школьников в зависимости от родительских реакций и установок
- Психологические факторы становления гражданской позиции старшеклассников
- Развитие представлений о пространстве и времени у младших школьников
- Модель психического и интеллектуальное развитие*
- Этнические особенности я-концепции и терминальных ценностей подростков
- Особенности временной перспективы у подростков из детских домов
- Исследование ошибок начинающих психологов-консультантов
- Развитие эмоционально-волевого компонента готовности школьников к егэ
- Особенности рисунка человека у лиц, чьи родители имеют инвалидность по зрению
- Беседа как инструмент понимания проблем и переживаний в юношеском возрасте
- Профессионально-личностное развитие современных студентов в вузах
- Формирование профессиональной компетентности слушателей в процессе их обучения
- Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни
- Переживание развода родителей взрослыми
- Музыкальные потребности людей с различной степенью обученности в области музыки
- Взаимосвязи параметров значимых отношений и личностных факторов у студентов вуза
- Применение проблемного метода обучения в преподавании психологических дисциплин
- Зависимость самоотношения подростков от проявления ими агрессивных реакций
- Влияние изучения иностранных языков на развитие децентрации
- Психологическое сопровождение детей в психоневрологическом доме ребенка № 6
- Психодиагностика сформированности этнотолерантности у старших дошкольников
- Влияние макросоциальных факторов на морально-нравственное развитие
- Субъективное благополучие и смысложизненные ориентации студентов-психологов
- Социализация пожилых
- Представления футбольных фанатов о своей жизни
- Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах
- Стили кодирования информации как предикторы успешного обучения студентов
- Профессиональная направленность юношей в зависимости от ценностей и смыслов
- Гендерные аспекты мотивации самодетерминации и социальной адаптации подростков
- Особенности адаптации иностранных студентов в условиях вуза
- Исследование причин эмоциональной неустойчивости младших школьников
- Раннее разлучение ребенка с родителями и механизмы психологической защиты
- Взаимосвязь стилей мышления и психологической защиты личности студентов
- Психологические факторы управления имиджем региона
- Индивидуально-психологические особенности компетентных молодых менеджеров-женщин
- Особенности самовосприятия и делового общения менеджеров с клиентами
- Факторы доверия к виртуальной идентичности
- Психосемантическое исследование личности предпринимателя, создателя организации
- Факторная структура представлений об идеальном руководителе
- Извлечение экспертных знаний в контексте шеринга
- Формирование безопасного поведения в дорожных условиях
- Особенности предпринимательского потенциала собственников и менеджеров
- Сфера потребностей и влияние их на трудовую мотивацию продавцов-консультантов
- 58 Человек; от двух до десяти лет - 97 человек; более десяти лет -72 человека.
- Взаимосвязь типа организационной культуры и оценки возможности реализации мотивов
- Особенности когнитивного стиля программистов
- Динамика мотивов поступления студентов на специальность «психология»
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Гражданская идентичность в традиционном обществе: постановка проблемы
- Гендерные особенности конфликтного взаимодействия
- Оценка коммуникативно-личностного потенциала молодых людей*
- Интолерантность к неопределенности: возможности коррекции в тренинговой работе
- Некоторые аспекты религиозной личности*
- Влияние ориентировки на результативность совместной деятельности малых групп
- Повседневные трудности супругов на стадии «пустого гнезда» и совладание с ними
- Социально-психологические особенности современного отцовства
- Жизнестойкость курсантов военного вуза
- Просоциальное поведение в сети интернет
- Образы и представления о мужественности у футбольных фанатов
- Мотивация достижения как фактор успешности спортивной деятельности
- Соотношение интернет-аддикции и креативности у участников интернет-коммуникаций
- Профессиональные и личностные особенности актера драматического театра
- Пути психологической ресоциализации бездомных людей
- Развитие социальной компетентности учащихся профессионального училища
- Выбор партнера для отношений в контексте опыта переживания чувства первой любви
- Особенности межличностного взаимодействия людей с алкогольной зависимостью
- Особенности адаптации и толерантности украинских студентов
- Возможности психокоррекции проблем малолетних преступников средствами ттс
- Связь когнитивных особенностей и ролевых позиций при принятии решений в группе
- Длительность добрачных отношений супругов как фактор благополучия молодой семьи
- Методика ранжирования референтных групп личности: опыт разработки
- Субкультурные факторы взросления подростка
- Профессиональный отбор судей в большом теннисе
- Особенности систем ценностей и личностных факторов у девиантных студентов1
- Неграмотность автора как фактор доверия читателя к тексту2
- Визуальные исследования в психологии
- Особенности распознавания и понимания эмоций делинквентными подростками3
- Особенности супружеских отношений в межэтнических браках
- Оценка достоверности информации на основе комплексного анализа поведения
- Авто- и гетеростереотипы восприятия русских и японских студентов
- Доверие в семье в контексте российских и зарубежных исследований
- Самооценка как регулятор совместной деятельности младших школьников
- Конфликтная конгруэнтность как психологический феномен
- Проблема адаптации личности в современном информационном обществе
- Анализ тактик переговоров в ситуации конфликтующих интересов
- Интеграция российской этнопсихологии в мировую кросс-культурную психологию
- Наркоситуация в студенческой среде
- Употребление пав среди учащихся в возрасте 15-16 лет в сзфо рф
- Субъективное оценивание креативного потенциала личности
- Тип привязанности и удовлетворенность романтическими отношениями
- Список авторов тезисов
- Психология XXI века Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых 21-23 апреля 2011 года Санкт-Петербург
- Корректор в. Р. Фатеева Компьютерная верстка н. А. Адамян, д. Д. Шпицер, е.С. Басова