logo search
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога

Чуксина О.В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Присоединение России к Болонскому процессу актуализировало тему компетентностного подхода в образовании: в соответствии с ним предполагается формирование «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля».

Сегодня именно компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо (или преимущественно) академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников (с ориентацией на ее рыночную стоимость). Но, как отмечает В.И.Байденко, «компетенция – не бесспорное и очевидное явление в контексте классической образовательной культуры».

Следует отметить, что исследователи данной проблемы пытаются дать определения, как в целом профессиональной компетентности педагога, так и коммуникативной, исходя из значения традиционных «знаний, умений, навыков и ПВК». Но в этом случае теряются четкие границы самого понятия «компетентность», происходит своеобразное «наложение» значений уже имеющихся терминов, обозначающих результаты профессионального педагогического образования и дальней профессионализации. Кроме того, в литературе часто встречаются «однобокие» варианты определения коммуникативной компетентности педагога – это или перечень умений (их совокупности) или перечень личностных качеств учителя, что, естественно, не может отражать сущности такого сложного понятия, как «коммуникативная компетентность педагога».

Мы предлагаем рассмотреть коммуникативную компетентность педагога через призму теории системогенеза профессиональной деятельности (В.Д.Шадриков). В этом случае возникает некий фрейм, который, с одной стороны, задает «семантическое поле», а, с другой, позволяет в нем свободно перемещаться.

Итак, коммуникативная компетентность педагога – это интегративное свойство личности учителя, которое определяет адекватные конкретной социальной ситуации способы коммуникативного поведения и успешность профессиональной коммуникативной деятельности в целом.

Коммуникативное поведение (или коммуникативная деятельность) рассматривается нами как целенаправленная активность педагога по обмену информацией, взаимовосприятию, взаимопониманию и взаимодействию партнера (ов) по общению для достижения намеченного результата.

При этом, под условиями конкретной социальной ситуации мы понимаем ее частные признаки, обусловленные временем (например, историческая эпоха); государственным строем; национальным менталитетом; программой обучения и воспитания, по которой работает учитель; категорией воспитанников; педагогической ситуацией и т.д. и т.п.

Успешность профессиональной коммуникативной деятельности – это эффективное решение учителем поставленных профессионально-коммуникативных задач в рамках педагогической деятельности. Кроме того, данные задачи способствуют личностному, интеллектуальному и деятельностному развитию учащихся.

Таким образом, согласно теории системогенеза деятельности, коммуникативное поведение (коммуникативная деятельность) может быть представлено в виде следующих функциональных блоков:

Следовательно, перед исследователями стоит задача наполнить содержанием каждый блок психологической системы коммуникативной деятельности педагога, что и будет являться показателями его коммуникативной компетентности.