logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества

Мазилова Г.Б.

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова,

Ярославль

Древние говорили: "Не дай нам бог жить в эпоху перемен". Мы оказались современниками сложнейшей смены социальной жизни. Сложившиеся экономические, политические, социальные, культурные условия подвергли "проверке на прочность" всех нас, а также ценности, нормы, традиции общества. Каждый человек испытал кризис идентичности, о котором, как о вызове времени, еще в начале 70-х годов ХХ века предсказывал К. Леви-Строс. Современные психологи отмечают наличие этого кризиса на уровне самосознания как отдельной личности, так и в рамках целых поколений (Г.М. Андреева, Е.П. Белинская, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Н.Н. Корж, Т.Г. Стефаненко). Особую остроту проблема кризиса идентичности приобретает в странах, где происходят резкие социальные перемены. Разрешение "социалистического лагеря", создание объединенной Европы, усиление межнациональных конфликтов, территориальных претензий – эти и другие факторы повлияли на обострение исследуемой проблемы. Когнитивная неясность, экзистенциональная противоречивость проявляются в потере жизненных ориентиров, разрушении сложившейся системы ценностей и нетерпимости к "другим".

В докладе на примере рассматриваются проблемы адаптации в контексте анализа социальной идентичности. На примере нескольких профессиональных групп Крыма показано, в чем заключается специфика становления представления о себе у более и менее успешных в социально-экономическом смысле людей. Выявлены особенности проявления культурных традиций, воспитания на становление идентичности.

Интерес к исследованию социальной идентичности, который становится все более заметным в отечественной психологии, не случаен, а отражает реакцию науки на изменение социальных условий (Андреева, 2000; Иванова, 2003; Лебедева, 1999, Стефаненко, 1999).

Наша страна слишком долго была изолирована от мирового сообщества идеологическими границами, что повлияло на самосознание людей. В следствие глубоких перемен общества происходят изменения в массовом сознании, в отнесении себя к определенным социальным категориям и принятии новых ценностных ориентиров. Создаются противоречия в социальном самосознании как у каждого конкретного человека, так и между поколениями. Если раньше многие люди относили себя к категории "советский человек", которая определяла их образ жизни, стиль поведения и чувства, то теперь пока еще нет такой обобщенной категории, детерминирующей социальную идентичность многих людей, например, нескольких поколений. Это явление психологи называют кризисом социальной идентичности, который наблюдается на уровне самосознания (Андреева, 2000).

В нашем исследовании проводится анализ идентификационных характеристик в следующих профессиональных группах: педагоги, военные, предприниматели. Были выявлены различные сиптомокомплексы личностных характеристик (идентичность, мотивация, ценности) лиц с различными уровнями жизненной успешности. В качестве показателе жизненной успешности выступают объективные показатели результатов профессиональной деятельности, субъективные оценки своей деятельности, показатели способности выхода из стрессов, разрешения сложных ситуаций.

Практическое приложение исследования лежит в плоскости подготовки и переподготовки кадров. По нашему мнению под влиянием социальной нестабильности во многих социальных институтах, таких как образование, управление, здравоохранение и др., назрела необходимость целенаправленной работе по формированию социальной идентичности, соответствующей новым социально-экономическим условиям.

Особенно это важно для развития образования, которое сегодня все ближе подходит к принятию ценностей демократического общества (Н.В. Клюева). В то же время в практике подготовки специалистов, повышении их квалификации на сегодня практически отсутствует целенаправленная работа по изучению сложившейся структуры социальной идентичности и формированию идентификационных структур, адекватных новым социально-экономическим условиям.