logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии

Голубева Э.А.

Психологический институт РАО,

Москва

Дифференциальная психофизиология, или психофизиология индивидуальных различий, - направление отечественной и мировой науки, изучающее природные предпосылки индивидуальных различий и индивидуальности. Его основатели – Теплов и Небылицын. Источники психофизиологии индивидуальных различий – дифференциальная психология, общая психофизиология, типология высшей нервной деятельности (Теплов; Голубева и Гусева). Эти научные дисциплины возникли в концеXIXначалеXXвека. Происхождение дифференциальной психологии,органически связанные с эволюционной теорией Дарвина, обусловливали обязательное раскрытие в индивидуально-психологических различиях и их природных основ. Книги-события, - Сеченова о рефлексах головного мозга (1863) с парадигмой «врожденное-приобретенное», и Гальтона о наследственности таланта (1869) с парадигмой «наследственное-средовое» – определили взаимодополняющие пути развития данной области психологического знания. Штерн, автор термина дифференциальная психология предметом её анализа с помощью различающихся методов считал ииндивидуальные различия и индивидуальность.Последняя выступает как целое, единство, которое «никак нельзя понять из соединения частей» и изучать только с помощью тестов (Челпанов). Философ Резвицкий именноцелостностьрассматривает каксущностнуюхарактеристику индивидуальности, обладающую внутренней структурой, в которой особенно важно установить способы связи отдельных признаков и свойств. Ананьев, исходя из идеи целостности человека, реализованной в комплексных исследованиях его сотрудников, предложил одно из содержательных определений личности какцелостной индивидуальностив её социальном развитии. В началеXXвека в школе Павлова отмечены индивидуальные особенности собак в высшей нервной деятельности и поведении. Понятие индивидуальности использовалось исследователями при описании различий в скорости возникновения такого глобального функционального состояния как сон. Быстрее впадали в сон живые собаки, а медленнее – спокойные. Изучение типов нервной системы, их классификация по комплексам свойств, как известно, привело к созданию типологической концепции. Помимо свойств, общих человеку и животным, была предложена специальная типология, основанная на соотношении первой и второй сигнальных систем. Возможность объективных измерений индивидуальных особенностей, заложенная в типологической концепции, определила её выбор в качестве объяснительной модели при разработке проблем природных основ личности и индивидуальности. Эта концепция, доказательно и творчески развитая Тепловым, Ананьевым, Мерлиным, Гуревичем, Ильиным и другими применительно к человеку, вошла в содержание сотен теоретических и практических работ, посвященных пониманию природы индивидуальных различий. Вобщей психофизиологиив началеXXвека различные научные школы европейских стран и русская школа, представленная именами С.Вавилова, Кравкова, Теплова, базировались на изучении органов чувств. Были исследованы абсолютная и различительная чувствительность, явление индукции, взаимодействие ощущений; решались практические вопросы маскировки и т.д. В этот период сделаны важные открытия в области сенсорной организации человека, особенно его зрительных функций, заложены основы когнитивной психофизиологии (Ананьев; Е. Соколов). Некоторые сенсорные методики, позднее разработанные для определения типологических свойств нервной системы, тесно связаны с данным направлением (Теплов, Рожденственская). «К семидесятым годам реализован интегративный подход к наукам, изучающим функции мозга. Были сформулированы принципы нейронауки, в которую вошли физиологические и психологические дисциплины» (Е.Соколов). Синтезирование знаний о мозге способствовало сближению дифференциальной и общей психофизиологии, что нашло отражение в определениях психофизиологии как науки, «изучающей физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных различий» (Соколов, Данилова, Александров). Развитие психофизиологии обусловлено усовершенствованием методов исследования целого мозга, нейронной активности и поведения. Многие достижения дифференциальной психофизиологии связаны с информацией об устойчивых особенностях (ЭЭГ) и вызванных потенциалов. Эти методики позволяют определить врожденные параметры ВНД, вычленить «безусловнорефлекторные» свойства – силу, лабильность, активированность, - имеющие значительную генетическую обусловленность. С их помощью на единой методической основе объединяются две ветви павловской типологической концепции. Это важно длявыявления целостности органической индивидуальности(Резвицкий), когда не одно какое-либо свойство а вся их совокупность сопоставляется с психологической индивидуальностью и её подструктурами. При рассмотрении человека как биосоциального существа наиболее крупными пересекающимися множествами являются категорииорганизмиличность (Русалов). Эти категории входят и в структуру индивидуальности и её подструктуры:мотивацию,темперамент, способности, характер. Последний вариант схемы-структуры - с уточняющими таблицами опубликован (Голубева 2005). На основе данных, полученных главным образом психофизиологами, вычленены в каждой подструктуре по дваструктурообразующихпризнака(термин Шороховой для обозначения устойчивых связей в системе). Оказалось, что каждый из этих четырех признаков –эмоциональность,активность, саморегуляция, побуждения, – обладающих скрепляющей функцией, представлен дважды. Например, активность присутствует и в темпераменте, и в способностях, саморегуляция – в способностях и характере и т.д. Обнаруженная в конкретных работах общность признаков в «соседних» подструктурах обусловливает и последовательность размещения подструктур в схеме. Эта последовательность определяется «удельным весом» той или иной природной составляющей. Он максимален для мотивации, связанной с удовлетворением потребностей (в том числе, витальных) и не столь велик для характера. Изучены все типологические свойства, ЭЭГ - индикаторы которых и параметры вызванных потенциалов могут в совокупности характеризовать индивидуальную специфику энергетических, информационных, и регуляторных функции психического в их взаимодействии (Рубинштейн, Лурия). Для каждой из подструктур получено множество корреляций с ЭЭГ – индикаторами свойств, комбинация которых рассматривается как задатки общих (мнемических, интеллектуальных) и специальных (музыкальных, математических, языковых, педагогических) способностей. Экспериментально в разной степени изучены природные типологические факторы для некоторых структурообразующих признаков. Измерения личностных черт с помощью опросника Кеттела (16-PF) обнаружили правомерность психофизиологической валидизации многих первичных факторов. Важными представляются соотношения различной совокупности общих и специально-человеческих свойств с полюсами фактораG(низкий-высокий моральный контроль поведения, совестливость). Стиль полезависимости-поленезависимости в своих полюсах обнаружил различное соотношение с ЭЭГ-индикаторами типологических свойств, но особенно с ЭЭГ- и КГР-характеристиками ориентировочного рефлекса, с его вкладом в понимание типа индивидуальности (Тихомирова). Личность и индивидуальность – системы не только закрытые, но и открытые. И здесь прослеживаются связи (правда, единичные) параметров типологических свойств с видами направленности. Категориижизнедеятельность, деятельность и поведениес их индивидуальными чертами также характеризуют индивидуальность и личность в качестве открытых систем. В предложенной попытке видятся один из основанных на измерениях способов объединения аналитического и синтетического подходов при исследовании индивидуальности. Возможно, это путь преодоления определенного разрыва между информацией, получаемой при изучении индивидуальных различий, и целостностью как сущностной характеристикой индивидуальности.