Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
Изотова Е.И.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Проблема индивидуализации профессиональной деятельности в современной психологии рассматривается в междисциплинарном подходе, интегрируя содержание психологии труда и психологии индивидуальности, а также всех прикладных отраслей психологического знания.
Традиционно данная проблема презентируется как соотношение субъективного и объективного в профессиональной деятельности. Так, требования к профессии выступают в качестве объективно существующей реальности, а индивидуальные особенности профессионала становятся субъективной категорией. В первом случае речь идет о системе основных специфических особенностей профессиональной деятельности практического психолога и соответствующих данной специфике требованиях, обращенных к знаниям, навыкам и способностям профессионала, т.е. профессионально важных качествах специалиста. Во втором случае подразумеваются личностные и психофизиологические особенности субъекта.
Проблема индивидуальных различий с одной стороны и идеальных профессионально важных качеств (ПВК) с другой стороны, ставит вопрос о приспособлении субъекта к требованиям профессиональной деятельности или, наоборот, к взаимному их приспособлению, точкой соприкосновения которых является индивидуальный стиль деятельности. С точки зрения Е.А. Климова «профессия может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными, нормативными требованиями».
Наиболее адекватно отображающей реальную ситуацию приспособления является концепция структуры индивидуального стиля деятельности Щукина М.Р., в которой представлены внутренние условия, отражение субъектом внешних условий и требований деятельности, процессуальная и результативная сторона деятельности. Щукин считает, что «взаимодействие внутренних условий в структуре индивидуального стиля должно рассматриваться в единстве с объективными условиями и требованиями деятельности, последние могут способствовать реализации одних качеств субъекта и ограничению проявления других».
Итак, рассмотрев соотношение субъективных и объективных факторов профессиональной деятельности психологов образования можно констатировать, что понятие индивидуального стиля является связующим звеном, уравновешивающим индивидуальные особенности субъекта и требования профессиональной деятельности к ним.
В данном контексте рассмотрения проблемы определяется идеальный путь индивидуализации профессиональной деятельности субъекта через сформированный в процессе профессионального восхождения «индивидуальный почерк», индивидуальный стиль профессиональной деятельности. Реальный путь индивидуализации профессиональной деятельности психологов-практиков существенно отличается от идеальной модели. В большей степени это имеет отношение к психологической деятельности в сфере образования (психологические службы образования, консультативные и развивающие центры).
Одной из проблем отечественной практической психологии образования является отсутствие или диффузность концептуальной обоснованности профессиональной деятельности. Связано это с рядом объективных причин. Во-первых, при наличии стандартной схемы профессиональной деятельности практического психолога образования (функционала), наблюдается отсутствие стандарта содержания и стратегий таковой (научно-теоретические подходы и методы). Во-вторых, отсутствие общего стандарта подготовки психологических кадров в сфере образования. Отсюда, высокая индивидуализация профессиональной деятельности психологов образовательных учреждений. Сам факт индивидуализации психологической деятельности является неотъемлемым атрибутом профессионального роста, но только при условии ее эффективности и реальных профессиональных достижений. В обратном случае, при потере критерия результативности индивидуализация свидетельствует скорее об отсутствии технологичности профессиональной деятельности, ее односторонней адаптации психологов образования к своим индивидуальным особенностям. Отсутствие двустороннего приспособления индивидуальности к объективным требованиям профессии в данном случае чревато профессиональной непригодностью, ограниченностью.
Таким образом, идеальная модель специалиста как образ субъекта – это эталон профессионально необходимых требований к его квалификации, а индивидуализированная модель специалиста – это адаптированная к ПВК эффективная профессиональная деятельность, с выраженным индивидуальным стилем деятельности.
На практике индивидуализация психологической деятельности в системе образования осуществляется посредством осознанного выбора специалистом альтернативных концептуальных моделей (моноконцептульных и поликонцептуальных) и функциональных моделей (узкофункциональных и широкофункциональных).
Моноконцептуальная модель профессиональной деятельности – это профессиональная деятельность, основанная на единичной концепции психологического воздействия и построенная с учетом характеристик концептуальной направленности и целостности. По сути, это концептуализированная практическая деятельность психолога, имеющая научно-теоретическое обоснование, то есть «научную школу». Однако, профессиональная деятельность психолога, построенная на основе моноконцептуальной модели при определенных условиях (обширная проблематика, недифференцированный запрос и пр.) не всегда может обеспечить решение психологической задачи (психодиагностическое обследование, психокоррекция и психотерапия) в силу ее научно-теоретической парциальности.
Поликонцептуальная модель профессиональной деятельности– это профессиональная деятельность, основанная на совокупности различных концепций психологического воздействия в контексте нескольких научно-теоретических подходов, что предусматривает комплексное методическое обеспечение и технологии. Таким образом, видимыми преимуществами поликонцептуальной модели психологической деятельности является объединение, интеграция различных концептуальных позиций, что существенно расширяет профессиональное поле практического психолога и дает возможность максимально объективно дифференцировать психологическую проблему клиента и профессионально содействовать ее решению.
Использование функциональных моделейкак индивидуализированной стратегии профессиональной деятельности психолога образования можно рассмотреть на примере «Концепции психологической службы образования» (Морозова Н.В., Кривцова С.В., Иванов Д.А., Левит М.В.). Представленные в ней функциональные модели профессиональной деятельности психолога образования, по сути, являются профессиональной стратегией специалиста, отражающие функциональные включения на каждом уровне модели. Речь идет о постепенном комплектовании направлений психологической деятельности в образовательном учреждении, начиная от консультативно-диагностического, проходя через коррекционно-развивающее и заканчивая исследовательским.
Дифференциация моделей профессиональной деятельности в образовательном учреждении обоснована вариативностью профессиональных позиций практических психологов, а также запросом администрации образовательного учреждения, но есть основания предполагать, что выбор той или иной модели как стратегии профессиональной деятельности осуществляется психологом с учетом его профессиональных возможностей и индивидуальных особенностей.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
Кабанова-Климина Т.Б.
Ярославский государственный университет,
Ярославль.
При построении нашей модели психологической структуры индивидуального характера мы опирались на теорию интегральной индивидуальности В.С.Мерлина, специальную теорию индивидуальности В.М.Русалова. Последняя предполагает существование двух типов законов: законы «логики тела» и законы «логики предмета». Динамический аспект характера – результат системного обобщения психофизиологических компонентов деятельности независимо от конкретных мотивов, программ поведения за счет врожденного постоянства индивидуально-устойчивых нейрофизиологических (точнее всех биологических) компонентов, вовлеченных в индивидуально-конкретные виды деятельности человека. В основе обобщения содержательных свойств психики лежит социальная логика или «логика предмета» социально-детерминированной деятельности человека.
Характер человека - психологическое образование, результат обобщения динамических и социальных характеристик побуждений, мотивов.
В нашей концепции мы ставим вопрос о задатках характера. Правомочность постановки данного вопроса обуславливается теоретически, а также результатами некоторых экспериментальных исследований. Говоря о задатках характера, подчеркнем, что это не означает фатальной заданности формирования определенных черт характера. Задатки характера – лишь один из факторов, который, действуя по законам «логики тела» проявляется на более высоких уровнях интеграции. Другой фактор – жизненный путь человека, среда – не менее значим в процессе формирования характера.
В структуре характера мы выделяем три подструктуры:
1 - смысловая или мотивационная;
2 – подструктура инструментально-стилевых свойств;
3 – психодинамическая или конституционально обусловленная подструктура.
Смысловая подструктура формируется преимущественно по логике предмета, является выражением содержательного аспекта характера. Она может быть описана через понятия «личностные отношения», «личностный смысл», «смысловая установка».
Инструментально-стилевые свойства – вторая подструктура – представляют собой характеристики способов поведения, поступков. Причем способы поведения, о которых идет речь, отличаются обобщенностью.
Третья подструктура названа нами конституционально обусловленной или психодинамической, поскольку в ней преобладает формально-динамический аспект.
Она формируется в основном по законам «логики тела». Такая подструктура характера до сих пор не рассматривалась в отечественной психологии. Однако, теория В.М.Русалова, интегральная теория индивидуальности В.С. Мерлина, а также результаты наших экспериментальных исследований позволяют сделать вывод о необходимости рассмотрения такой подструктуры.
Для описания данной подструктуры характера можно рассматривать модель Леонгарда-Личко или модель Е.Кудличковой. Психодинамические свойства оказывают влияние на формирование стилевых свойств характера, а также в некоторых экспериментальных исследованиях нами были зафиксированы корреляции психодинамических свойств со свойствами мотивационно-смысловой подструктуры характера.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя