Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
Ерастова Л.А.
Негосударственное образовательное учреждение Столичный гуманитарный институт,
Череповецкий филиал,
Череповец
Проблема кризиса, кризисного состояния личности является одной из актуальнейших проблем современного общества. В наше время количество людей, испытывающих различные кризисы, неуклонно возрастает. Это связано с резкими изменениями условий жизни (девальвация привычных ценностей, нестабильность общественных структур, болезни, экономические и национальные катаклизмы, изменения социального окружения), с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной разработанностью на сегодняшний день ряда вопросов психологии кризиса, а также обусловлена тем, что в психологии нет исследований, выявляющих психологические особенности личности в кризисном состоянии.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МУЗ МСЧ «Северсталь» города Череповца Вологодской области с февраля 2005 года по март 2006 года. Общая выборка испытуемых составила 52 человека.
Экспериментальную группу составили 32 человека с различными нозологиями (рак желудка, пищевода, рак кишечника, желчного пузыря) и с различной степенью тяжести протекания болезни. Больные долгое время находились в больничных условиях и проходили сложный курс лечения, по необходимости перенесли оперативное вмешательство. Контрольную группу составили 20 больных с заболеваниями щитовидной железы, желчного пузыря, имеющие грыжи, находившиеся в стационаре не долгое время, направленные в стационар для планового оперативного лечения.
Несмотря на различные виды заболеваний, эти две группы оказались достаточно однородны, хотя в них были представлены испытуемые широкого возрастного диапазона (от 60 до 75 лет), относящиеся к людям пожилого возраста. Не учитывалось при выборке испытуемых трудовая деятельность и социальное положение (от уборщиц и стропальщиков до руководителей и научных сотрудников).
В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
могут существовать психологические особенности личности в кризисном состоянии, которые характеризуются отношение к себе, к другим людям, к фрустрирующим и психотравмирующим ситуациям;
существует взаимосвязь между уровнем социальной фрустированности и отношением к себе, к другим людям.
Теоретической и методологической основой исследования стали психологические разработки, связанные с изучением кризисного состояния личности в работах Э. Эриксона, Г. Селье, Г. И. Каплана, Сэдок Б.Дж., А. Г. Абрумовой, А. А. Осиповой, В. В. Козлова; с влиянием кризисного состояния на личность в положении теорий В. Н. Мясищева, Ф. Б. Березина, А. Кемпенски, Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеевой, Б. Д. Карвасарского, Е. И. Крукович, В. Г. Ромек, В. А. Конторович. А также психолого-медицинские концепции психогенных реакций онкологических больных А. В. Гнездилова, отношения к болезни А. Е. Личко, внутренней картины болезни Р. А. Лурии, психотерапии рака К. Саймонтона, С. Саймонтона.
Использовались методы сбора эмпирических данных: методика для психологической диагностики типов отношения к болезни А. Е. Личко; методика «Самооценка»; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко; тест – опросник по выявлению ситуационной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина; метод наблюдения за поведением больных в отделении и в ходе исследования; метод беседы с врачами, медперсоналом. Для обработки данных применялись методы математической статистики: угловое преобразование Фишера, дихотомический коэффициент корреляции Пирсона.
На основании полученных данных мы сделали описание психологических особенностей онкологических и плановых больных пожилого возраста.
Плановые больные имеют трезвую оценку своего состояния болезни, интересуются своим заболеванием и возможными осложнениями. Они активны, оптимистичны, адекватно соотносят свои возможности и способности, достаточно критично относятся к себе. Реально смотрят на свои неудачи и успехи. Присутствует небольшая ситуационная тревожность, что говорит о предстоящем оперативном лечении. В общении способны осуществлять регуляцию своего поведения, подчиняться правилам и принципам, проявляют эмоциональную лабильность, для них значимо мнение группы. В межличностном общении уступчивы, уважительны.
У онкологических больных наблюдается эмоционально-аффективный аспект отношений к болезни. Выражается по типу раздражения, слабости, подавленности, угнетенного состояния, «ухода» в себя. При заниженной самооценке выявляется невозможность реализовать свои способности, цели, также они слишком критичны к себе, что приводит к конфликтным ситуациям. Они требовательны к себе, другим людям, неуважительно относятся к окружающим, фиксируют фрустрирующие ситуации, отрицательные события, глубоко переживают их, обладают эмоциональной ригидностью, не умеют контролировать, управлять эмоциями, склонны к проявлению негативных эмоций. Их поведение характеризуется враждебностью, подозрительностью, доминирующей позицией в отношениях, агрессивностью как физической, так и вербальной. Происходит усиление обидчивости, повышенного эмоционального восприятия негативных ситуаций, упрямства, капризности, раздражительности в поведении, во взаимоотношениях. Это соответствует дезадаптивному поведению, ведущему к глубоким своеобразным личностным особенностям этих людей, а также и к нарушению их социального функционирования.
Таким образом, в ходе нашего исследования подтвердилась гипотеза о том, что психологические особенности личности в кризисном состоянии могут характеризоваться своеобразным отношением к себе, к другим людям, к фрустрирующей и психотравмирующей ситуациям.
В ходе корреляционного анализа была подтверждена гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем социальной фрустрированности и отношением к себе (φ =2,3; при р ≤ 0,01), к другим людям (φ =1,8; при р ≤ 0,05) у онкологических больных пожилого возраста. Кроме того, были установлены значимые взаимосвязи фрустрирующей ситуации с позицией доминирования и экстремального поведения в общении (φ =2,1; при р ≤ 0,05); с позицией агрессивности и экстремального поведения в отношениях (φ =1,8; при р ≤ 0,05); доминирующего и агрессивного типов межличностных отношений (φ =2,5; при р ≤ 0,01).
Итак, для онкологических больных характерно специфическое поведение, обращенное на себя, других людей, эмоциональная реакция на неблагоприятную ситуацию. Эти люди воспринимают и реагируют на внешние, несерьезные ситуации неадекватно (по силе и форме), агрессивностью в отношениях с людьми.
Выделение и качественное описание психологических особенностей онкологических больных пожилого возраста позволило нам разработать практические рекомендации медицинскому персоналу при работе с онкобольными. Главным содержанием при разработке рекомендаций медицинскому персоналу является специфический, особый подход к онкологическому больному, который и определяет требования к персоналу. Цель медицинского персонала – разрешить комплекс проблем онкологического больного и облегчить его страдания. Руководствоваться принципом «Не навреди». Исходя из этого, медперсонал должен знать основные положения и принципы паллиативной медицины (этические принципы, принципы ухода за онкологическими больными).
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя