Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
Азарова Л.Н.
Московский городской педагогический университет,
Москва
Когда мы говорим об индивидуальности, прежде всего, имеем ввиду совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Осознание своей индивидуальности – необходимый этап в становлении человека. Я – это Я. Я отличаюсь от других. Я – уникальный в этом мире. В этом мире нет такого, как Я. Поэтому Я одинок в этом мире. Могу ли я быть таким? Нравится ли мне какой Я? Могут ли другие любить меня, если Я такой, как есть? От ответов на эти вопросы зависит сложный процесс принятия своей индивидуальности и нахождения смысла своего существования.
На наш взгляд, творчество является той средой, в которой наилучшим образом проявляются индивидуальные особенности человека. По мнению Н.А. Бердяева, творческий акт не может определяться только материалом, который дает ему мир. Человек выискивает более глубинные следствия и возможности для раскрытия себя и новизны мира, и этот процесс составляет существо подлинного творческого акта. Любопытны парадоксальные высказывания Бердяева: «творчество есть творчество из ничего», «творчество есть эманация свободы». В своем «Самопознании» Бердяев писал: «Меня беспокоила и интересовала более всего тема, как из небытия возникает бытие, как несущестововавшее становится существующим… Я признавал, что творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человек привносит элемент свободы, не детерминированный ни миром, ни Богом». Таким образом, творческий процесс только тогда становится истинно творческим, если он озарен человеческой уникальностью.
Именно в творчестве становятся осознаваемыми такие сложные категории, как личность и сущность, без которых нельзя осознать индивидуальность. В отечественной психологии понятия личность и сущность обычно отождествлялись. В.П. Зинченко отмечает, что это связано с ориентацией нашего общества на социализацию личности. Социализация же осуществлялась за счет индивидуализации личности и при отрицании спонтанности развития.
А.С. Арсеньев говорит о соотношении сущности и индивидуальности. Представляя человека как универсальное, потенциально бесконечное существо, как всеобщую рефлексию природы, он рассматривает его сущность как собственное бесконечное будущее в качестве универсального существа. В каком-то смысле, это его предназначение. Реализация человека основана на постоянно разрешаемом и вновь возникающем противоречии между его актуальной ограниченностью в каждый данный момент и его потенциальной универсальностью.
Потребность человека быть личностью - это потребность в персонализации. Социальные роли часто являются теми масками, за которые прячется человек, чтобы предстать перед другими людьми. Стремление не быть личностью, а быть самим собой, - это процесс персонификации. Эти процессы связаны между собой. П.Д. Успенский считает, что они должны находиться во взаимодействии не симметричном, а с явным усилением позиции сущности. "Сущность должна господствовать над личностью, и тогда личность весьма полезна".
Понимание индивидуальности невозможно без понятия духовности. Рассматривая содержание понятия духовность, мы опираемся на определение В.П. Зинченко, практически впервые данного в «Большом психологическом словаре». Духовность - это практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения. То есть деятельность по самосозиданию, самоопределению, без которой невозможно величие человека.
Духовность по С.Франку и Н.Н. Бердяеву связана с трансцендентной «реальностью», с трансцендированием - «выхождением за пределы предметного мира», а также с погружением «во-внутрь, в исконную бесконечную глубину и почву непосредственного человеческого самобытия». Поэтому для осознания индивидуальности необыкновенно ценным является идея трансцендентности, то есть идея выхода за пределы определенных ограничений. В отличие от Канта, который считал трансцендентность недоступностью теоретического познания, Бердяев выдвигает идею постижения смысла трансцендирования. На важную роль трансценденции указывали Ясперс, Маслоу, Хайдеггер. Маслоу подчеркивал, что в трансцендентальном постижении явлений «человек может ощутить себя вершиной творчения, Богом, совершенством, сутью бытия, Творцом, (а не тварью), святым, богоподобным». Ясперс дал распространившееся в философии определение трансценденции как полного слияния с Богом. Он подчеркивал, что связь с трансценденцией превращает эгоистическое Я индивида в личностное Я, где индивидуальная воля сливается с волею Бога.
Содержание этих категорий мы положили в основу программы «Телесность. Духовность. Трансцендентность», которая много раз была апробирована в различных образовательных учреждениях страны: МГПУ, МГУКИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Европейский Университет права, школы, центры образования, дошкольные учреждения и дома творчества Москвы, Ростова-на-Дону, Калининграда и пр. Главная цель программы - развитие творческой индивидуальности. Психологический смысл - обретение себя, своего жизненного пути, самоактуализация.
Важное место в реализации данной программы отводится техникам телесно-ориентированной психотерапии. Грамотное использование методов и приемов телесной терапии позволяет актуализировать два пути познания, о которых в своих сочинениях говорит великий русский философ Б.В. Вышеславцев. Первый путь – вера, любовь, свобода, , интуиция, талант, дух. Второй – традиция, метод, форма, прием, система рекомендаций, нормы, законы и закономерности. Обычно в обучении опора делается на последний, в то время, как именно первый ряд характеризует духовные состояния и индивидуальные ценности, второй же выступает лишь в качества инструментария для развития интеллектуальных ценностей и интеллектуальных состояний.
Технология работы основывается на уникальном соединении техник телесно-ориентированной психотерапии и творческой деятельности. Процесс осознания своей индивидуальности предполагает сочетание разотождествления и глубинной концентрации. Для запуска дезидентификации используются различные методы телесно-ориентированной психотерапии. После того, как все личностное как бы растворилось идет обращение к различной творческой деятельности. Такое сочетание дает возможность обратиться к тем началам человека, где связаны подсознание и сознание, интуиция и разум, рациональное и иррациональное.
Работа с телом является здесь базовой, телесные ощущения составляют тот фундамент, с которого начинается человеческая индивидуальность. Именно телесный опыт приводит к пониманию того что человек в проявлении своей индивидуальности «…глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума. Сущность человеческого существа – утонченнее и превосходнее всего этого. Его определяет и ведет не мысль, и не сознание, но любовь».
Способность утверждать высшие общечеловеческие ценности, главным образом Любовь и Свободу, напрямую связано с индивидуальностью. Осознания своей индивидуальности начинается с принятия себя в своем несовершенстве, то есть с Любви к себе. Любовь к себе опирается на веру в себя, в свои потенциальные возможности. И только пройдя путь любви к своей личности, человек может истинно полюбить другого, признать право его индивидуальности, согласиться с его индивидуальностью, изумляться его индивидуальности.
КРИТЕРИЙ ПРОДУКТИВНОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ.
Алексапольский А.А.
Институт психологии РАН,
Москва
В современном мире более успешным в решении жизненных задач (в учебе, карьере, личной жизни) оказывается субъект, обладающий продуктивными стратегиями совладания с трудными ситуациями. Под стратегией совладания принято понимать основанные на осознаваемых усилиях конкретные действия человека для регуляции своих эмоциональных и интеллектуальных состояний с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам (Lazarus, 1993). Стратегии, в свою очередь, группируются в устойчивые и независимые от характера стрессовой ситуации стили совладающего поведения (Frydenberg, 1994).
Выделяют несколько групп факторов, детерминирующих совладающее поведение: особенности личности, характер социального взаимодействия, культурный контекст и др. (Крюкова и др., 2003). Однако, на наш взгляд, незаслуженно мало внимания уделяется проблеме взаимосвязи предпочитаемого стиля совладания субъекта и его индивидуальной когнитивно стилевой организации.
Установление связи стилей совладания с когнитивными стилями откроет новые возможности для интерпретации феномена совладающего поведения. Когнитивные стили рассматриваются нами не просто как индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восриятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего, но как метакогнитивные способности к построению объективированных ментальных репрезентаций происходящего и саморегуляции аффективных состояний (Холодная, 2004).
С целью установления взаимосвязи когнитивного стиля полезависимость/поленезависимость со стратегиями совладания нами было проведено эмпирическое исследование на выбоке студентов 1-2 курсов (n=94). Для диагностики ПЗ/ПНЗ использовалась методика Г. Уиткина «Включенные фигуры» (основной показатель: время нахождения простой фигуры в сложной; дополнительный показатель: коэффицент имплицитной обучаемости). Предпочитаемые копинг-стратегии выявлялись с помощью опросника «Юношеская копинг шкала» Э.Фрайденберг и Р. Льюис в адаптации Т. Крюковой (общая форма) (Т. Крюкова, 2002). Представленные в опроснике 18 шкал (копин-стратегий) образуют три стиля совладающего поведения: 1) продуктивный (стратегии: решение проблемы, работа, достижения, духовность, позитивный фокус); 2) непродуктивный (стратегии: игнорирование, уход в себя, надежда на чудо, разрядка, самообвинение, беспокойство, несовладание, отвлечение, активный отдых); 3) социальный (стратегии: социальная поддержка,друзья, принадлежность, общественные действия, профессиональная помощь).
На первом этапе обработки данных, для подтверждения гипотезы о наличии связей между копингами и ПЗ/ПНЗ, использовался корреляционный анализ показателей шкал опросника ЮКШ и показателей методики «Включенные фигуры» (по Спирмену). Результаты свидетельствуют, что только три шкалы отрицательно коррелируют с показателем времени обнаружения простой фигуры в сложной: самообвинение (р=0,006), уход в себя (р=0,004), отвлечение (р=0,02). Иными словами, поленезависимые испытуемые предпочитают стратегии самообвинение и уход в себя сравнительно с другими стратегиями совладания.
Для более детального изучения полученных данных проведен их анализ с учетом феномена квадриполярности когнитивного стиля (Холодня, 2000; 2004). Расщепление ПЗ/ПНЗ на субполюса производилось с помощью кластеризации по методу Уорда с учетом основного и дополнительного показателей методики «Включенные фигуры». Выделились три кластера, соответствующие следующим субполюсам: мобильные поленезависимые (49%), мобильные полезависимые (29%), фиксированные полезависимые (22%). Таким образом, в представленной выборке юношей и девушек 17-19 лет преобладают ПЗ и ПНЗ лица с выраженной мобильностью соответствующего стилевого свойства.
Попарный сравнительный анализ выделенных субгрупп с помощью критерия U-Манна–Уитни позволил уточнить специфику совладающего поведения с учетом феномена расщепления полюсов стиля ПЗ/ПНЗ. Оказалось, что мобильные испытуемые – как ПЗ, так и ПНЗ – чаще прибегают к таким стратегиям совладания как беспокойство (р<0,05) и самообвинение (р<0,05). Мобильные поленезависимые значимо чаще, чем мобильные полезависимые используют стратегию уход в себя для преодоления стрессовой ситуации.
Полученные данные кажутся, на первый взгляд, неожиданными. В предлагаемой Э. Фрайденберг классификации эти копинг-стратегии входят в непродуктивный стиль совладания. В то же время, вывод о том, что поленезависимые испытуемые, столкнувшись с трудной ситуацией, преимущественно используют непродуктивные стратегии совладания, не является убедительным. Альтернативная интерпретация полученных результатов может выглядеть следующим образом: в действительности часть стратегий, входящих в так называемый «непродуктивный стиль» совладания (а именно беспокойство, самообвинение, уход в себя), имеют продуктивную составляющую. Поэтому поленезависимые испытуемые (особенно мобильные ПЗ и ПНЗ), принимающие во внимание более широкий контекст ситуации и обладающие большими возможностями ее преобразования, используют эти стратегии в качестве продуктивных способов поведения при стрессе. Таким образом, критерии продуктивности/непродуктивности стратегий совладания в значительной мере зависят от своеобразия ментальных (в данном случае стилевых) ресурсов субъекта.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя