logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности

Ожиганова Г.В.

Институт психологии РАН,

Москва

Современная психологическая наука все чаще сталкивается с проблемой адекватности результатов диагностики таких сложных психологических феноменов, как творческие возможности личности, которые наиболее тесно связаны с проявлениями индивидуальности человека. По мнению ряда ученых (Д. МакКлеланд, Б. Саймон, М. Уоллах и др.), традиционные тестовые процедуры не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей. Психометрический подход к идентификации креативности основан на субъект-объектной парадигме отношений психодиагноста (взрослого) и испытуемого (ребенка) в искусственных, лабораторных условиях и не оправдывает себя в достаточной мере. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют об отсутствии связи (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) между уровнем креативности по методикам Е. Торренса и С. Медника и индексом реальной творческой продуктивности детей из экспериментальной группы.

Таким образом, возникает необходимость применения других средств выявления творческого потенциала личности. В этой связи нами был предложен и разработан Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности (МПДиФК), позволяющий раскрывать и развивать индивидуальность человека в естественных условиях жизнедеятельности. Речь идет о реальных ситуациях учебной деятельности детей младшего школьного возраста. При создании МПДиФК мы руководствовались тем, что для проявления такого аспекта индивидуальности, как способность к творчеству, необходимы специальные условия, присущие реальному творческому процессу.

В проведенном исследовании изучались следующие факторы проявления и формирования креативности: подражание детей творческому поведению взрослого, наличие свободной ситуации, эмоциональная включенность и отсроченность проявления креативности. Было установлено, что они играют определяющую роль в реальном творческом процессе детей младшего школьного возраста. Таким образом, эти факторы были положены в основу МПДиФК – разработанного нами способа выявления креативности детей.

Исходя из субъект-субъектной парадигмы мы предложили максимально свободную ситуацию, позволяющую актуализировать мотивацию творческого самовыражения. При этом мы опирались на мнение В.Д. Шадрикова, который считает, что «способности раскрываются, прежде всего, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества».

Применение МПДиФК предполагает создание условий:

а) для самостоятельной постановки проблемы (ребенок сам придумывает себе творческое задание);

б) творческой активности, связанной с интересами ребенка (психодиагност не ограничивает испытуемого в выборе вида, формы и содержания творческой работы).

Детям предоставляется возможность по желанию заниматься / не заниматься творческой работой в данный момент, проявлять творческую активность спустя какое-то время.

В рамках субъект-субъектной парадигмы идентификации креативности предполагается особая (активная) роль психодиагноста. Проявляя уважение к личности ребенка, признавая ее творческое начало, он активно вмешивается в диагностический процесс, способствуя креативным проявлениям испытуемых. Психодиагност демонстрирует детям образцы креативного поведения, устанавливает с испытуемыми тесный эмоциональный контакт, стремясь вовлечь их в творческий процесс; создает ситуации творческого взаимодействия со школьниками, в которых и взрослый и дети предстают как свободные, самостоятельные, активные и равноправные участники творческого процесса. Он также показывает заинтересованность в любых творческих проявлениях ребенка и поощряет его самостоятельную творческую работу.

Создавая вышеуказанные условия, психодиагност способствует развитию индивидуальности испытуемых, так как творческий процесс, по нашему мнению, начинается с самостоятельной постановки ребенком личностно значимой проблемы и завершается ее креативным решением, обусловленным уникальным индивидуальным опытом творца. В результате возникает реальный творческий продукт.

Таким образом, особенностью МПДиФК является то, что в ходе идентификации способностей к творчеству создаются возможности как для проявления уже сформированной креативности, так и для ее развития, происходит слияние психодиагностики и формирующей процедуры.

Результаты применения МПДиФК свидетельствуют о высокой реальной творческой продуктивности детей, набравших низкие баллы по методикам измерения креативности Е.Торренса и С. Медника, предусматривающих традиционную неизменно строгую ситуацию психологического обследования. Это позволяет говорить о том, что МПДиФК способствует созданию более полной картины индивидуальности каждого ребенка, более адекватному выявлению его реальных творческих возможностей.