Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
А.В.Визгина
Московский государственный университет им.Ломоносова,
Москва
Проблема поиска диагностических инструментов выявления внутренней диалогичности является весьма актуальной. Основная трудность состоит в фиксации спонтанного внутреннего диалога (ВД) (большинство полученных в современных исследованиях диалогов являются искусственно синтезированными).Использование Методики Свободного Самоописания (МСС) представляется вполне адекватным приментительно к изучению именно спонтанного вынесенного вовне диалога с самим собой. Спонтанность полученных диалогов должна обеспечиваться тем, что субъект напрямую не побуждается актуализировать свой ВД. Но при этом задача описать себя способствует актуализации таких внутренне противоречивых, реализующих конфликтный смысл Я, процессов, как самоосмысление, осознание отношения к себе и т.п., одной из форм существования которых как раз и является ВД.
Необходимость раскрыть своё Я перед другим требует развертывания и аргументации своей позиции, что должно в свою очередь вызывать появление оппонирующего голоса, превращая смутное противоречие во ВД. Поскольку наличие потенциальной аудитории с большой вероятностью предполагает актуализацию самопрезентационной установки (т.е. стремления продемонстрировать позитивный образ Я, доказать свою значимость перед сомневающимся другим), то этим вторым голосом скорее всего будет голос самопринятия, защиты своего Я в ответ на голос самокритики .
Нами было проведено исследование, направленное на изучение внутренней диалогичности самосознания на материале текстов свободного самоописания. Из 150 текстов для анализа было отобрано 50 на основании наличия в тексте оппонирующих «голосов» (двух или более смысловых позиций, вступающих в конфликт). Анализу подвергались самоописания, в которых был хотя бы след внутренней диалогичности, т.е. каких-то элементов столкновения двух позиций, полемики между ними. Задачами исследования были: показать возможность изучения внутренней диалогичности самосознания на материале текстов свободного самоописания; очертить круг феноменов, связанных с внутренней диалогичностью самосознания, выявить их существенные характеристики, создать основу для разработки контен-аналитических категорий внутридиалогического анализа текстов.
Тексты оценивались по следующим параметрам: развернутость позиций, их аргументированность, их эмоциональная насыщенность, степень их диалогического взаимодействия (диалогичность), степень их развития (динамика), а также - степень принятия субъектом позиции.
Как и мы и предполагали, наиболее распрстраненным распределением голосов в самоописании оказалось противостояние между тенденцией к самоосмышлению, осознанию своих недостатков и защитной тенденцией, направленной на поддержание позитивного самоотношения и избегние каких-либо изменений.
Исходя из того, что наиболее существенным критерием внутренней диалогичности текста является представленность в нём обеих диалогизирующих позиций в полноценном развернутом виде, полученные тексты были разделены на те, в которых представлены обе позиции (двусторонние ВД), и те, в которых в явной форме представлена только одна позиция (одностороние ВД).
Двусторонний спонтанный ВД характеризуется развернутостью, аргументированностью, эмоциональной насыщенностью обеих позиций; внутренние голоса не просто «слышат» друг друга, но и активно взаимодействуют, развертывание аргументации одной позиции тут же актуализирует оппонирующую, и так по несколко циклов; при этом субъект либо поочередно солидаризируется с обеими позициями, испытывая реальную раздвоенность. О спонтанности и актуальности такого диалога говорит эмоциональная насыщенность высказываний, а также их динамика, предполагающая развитие темы, углубление, развертывание позиций, появление нового голоса, переключение «фокуса Я» с самозащиты на самоппозицию.
Двусторонний неспонтанный ВД, в отличие от вышеописанного - не столько спонтанно развертывающийся диалог, сколько рассказ о нем, самоанализ, фиксация внутреннего противоречия. Характеризуется отсутствием эмоциональной захваченности, рационализмом, отстраненностью от обсуждаемой проблемы.
Односторонний ВД характеризуется преобладанием одного голоса, второй же выражен неявно. Здесь содержательный анализ уступает место интонационно-стилевому. На первый взгляд высказывание явно содержит самопохвалу, выражает позитивное самоотношение.Однако ощущается несоответствие содержания и стилистики высказывания.Субъект пытается убедить себя, что всё в порядке,доказать себе, что у него нет каких-то недостатков, высказываясь при этом с чрезмерной категоричностью, слишком эмоционально, иногда с явно избыточнойа аргументацией. Такие интонационно-стилевые особенности высказывания являются индикатором неосознанной активности субъекта по «заглушению» голоса самооппозиции. Голос сомнения в своей правоте может слышаться и в оправдывающейся или сглаживающей интонациях с оттенком неуверенности, контрастирующих с содержанием высказвания Итак, мы видим, что по мере нарастания защитных тенденций в самосознании личности, усиления ригидности «образа Я», нетерпимости к любым противоречиям, второй (самооппозиционный) голос свертывается, оставляя в тексте следы диалогичности, по которым можно реконструировать сам ВД.
Проведенное исследование показало, что МСС является вполне адекватным средством выявления внутренней диалогичности личности. На материале самоописаний нам удалось очертить довольно обширный круг феноменов, связанных с внутренней диалогичностью самосознания, выявить их существенные характеристики. Были выявлены полноценные, развернутые и урезанне формы ВД, что оказалось связано с выраженностью защитных тенденций личности.. Сопоставление полученных ВД с оптимальными (т.н. «психотерапевтическими») позволило проанализировать их с точки зрения готовности способствовать разрешению внутреннего конфликта, изменениям в осознании себя и самоотношении.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя