Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
Султанова А.С.
Институт бизнеса и политики,
Москва
Отражение собственного тела в сознании является одной из важнейших проблем психологии телесности. Исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что образ тела может являться значимым фактором возникновения отклонений психосоматического развития. Для изучения механизмов нарушения онтогенеза телесности и последующего возникновения психосоматических расстройств важен анализ закономерностей становления субъективного отражения телесной сферы как в норме, так и при различной патологии. Между тем, проблема развития в онтогенезе субъективного отражения собственного тела недостаточно разработана. Актуальность данного исследования обусловлена также высокой распространенностью различных форм дизонтогенеза в детской популяции.
В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-8 лет со следующими нарушениями психического развития: 8 детей с ранним детским аутизмом (5 – классический вариант детского аутизма, без существенных нарушений интеллекта, 3 – с синдромом Аспергера), 7 детей с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза, 5 детей с СДВГ. Все дети наблюдаются у детского психиатра (в основном – в НЦПЗ) или невролога и посещают специализированные дошкольные учреждения и коррекционные центры. В качестве контрольной группы были исследованы 10 нормально развивающихся детей того же возраста.
Исследование проводилось с помощью следующих методов: стандартизированная беседа (в некоторых пунктах – с опорой на картинки), рисунок человека, модифицированный цветовой тест отношений, методика «ценностная структура образа тела», авторский тест «выбор образа», а также ряд нейропсихологических проб, направленных на анализ схемы тела.
Вследствие малочисленности групп испытуемых рано говорить о каких-либо определенных закономерностях. Однако исследование позволило выявить некоторые тенденции, просматривающиеся достаточно четко. У детей контрольной группы образ тела представляет собой довольно сложное дифференцированное образование, имеет положительную эмоциональную окраску и играет важную роль в развитии коммуникативных навыков. Словарь дескрипторов телесного опыта хорошо развит (особенно у девочек); наиболее четко представлены в сознании руки, ноги и голова/лицо, т. е. те части тела, которые необходимы для активного взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональные компоненты образа тела складываются, в основном, исходя из оценок взрослых и (реже) сравнений особенностей внешности, двигательных возможностей с другими детьми (т. е. преобладают сравнения «я – другой», сравнения «я в настоящем – я в прошлом» встречаются крайне редко). У здоровых детей также отмечается тенденция к переоценке некоторых желаемых параметров (например, роста) как в реальном образе тела, так и в образе «я в будущем».
У детей с ЗПР, по сравнению с контрольной группой, практически нет качественных отличий, преобладают количественные. Так, более беден словарь дескрипторов телесного опыта; дети могут назвать меньше частей тела, чаще ошибаются при оценке своих телесных характеристик и возможностей. Слабо развито представление о константности ряда параметров (например, пола). Тело этими детьми чаще используется как средство коммуникации, однако ими это практически не осознается. Достаточно ярко выражена тенденция к переоценке своих возможностей, завышению отраженной самооценки. Нейропсихологические пробы показывают недостаточность тактильного гнозиса, соматогнозиса и кинестетического праксиса, что может свидетельствовать о нарушении развития схемы тела в связи с функциональным недоразвитием теменных отделов головного мозга.
Для детей с РДА характерна обратная тенденция: в большей степени страдает развитие не схемы тела, а образа тела, образа «физического Я». При исследовании этих детей с помощью нейропсихологических методов было выявлено снижение порогов чувствительности, но большинство проб выполнялось правильно. Интересно, что часто у этих детей отмечалась хаотичная активность, когда они «беспорядочно» бегали, но при этом ничего не задевали, верно оценивали свои возможности при преодолении препятствий. В большей степени страдает развитие эмоциональных и коммуникативных компонентов образа «физического Я», зависящих от усвоения социальных установок. Образ тела является избирательно-дифференцированным, но не структурированным и не интегрированным. Часто при «свободном» перечислении частей тела ребенок называет 2-3 наиболее значимые для него части (язык, волосы, брови, ногти) и замолкает. Характерна тенденция к отрицательной самооценке телесных параметров (внешности, функциональных возможностей). В целом, тело для детей с РДА выступает не в качестве некоторой границы с внешним миром, а, скорее, как некий барьер; не как средство, а как искажающий «посредник» в контактах с окружающим. Обращает на себя внимание оригинальность системы означивания телесных проявлений: например, средством означивания может выступать не речь, а система ритуалов. Образ тела детей с синдромом Аспергера имеет свою специфику: особую значимость имеют когнитивные компоненты, которые хорошо развиты в отличие от эмоционально-оценочных. Отмечается противоречие между большим объемом знаний о физиологии и даже анатомии различных частей тела и владением телом, умением правильно оценить свои возможности (например, ребенок знает, сколько у него пальцев, может их правильно назвать, однако у него практически не развита мелкая моторика; ребенок может описать строение глаза и не ответить на вопрос, может ли он видеть через стену).
У детей с СДВГ нарушения в большей степени касаются схемы тела (что подтверждают нейропсихологические данные). Практически у всех детей с СДВГ отмечались недостаточность тактильного гнозиса, первичные кинестетические нарушения, дефицитарность зрительно-моторной координации, тонические нарушения, задержанное развитие реципрокных координаций, неуклюжесть, позднее формирование моторных навыков и навыков опрятности. Вторично нарушается развитие образа тела. Образ тела малодифференцирован, словарь дескрипторов телесных ощущений развит недостаточно. Часто для этих детей тело служит единственным средством выражения эмоционального состояния при недостаточно развитых социально-коммуникативных навыках. В структуре телесного опыта у этих детей большую роль играют болезненные ощущения. Интересно, что у этих детей наиболее часто отмечались психосоматические заболевания (в основном, желудочно-кишечные, дыхательные и кожные).
Необходимо отметить, что изменения субъективного отражения тела являются не только прямым следствием имеющегося у ребенка дефекта. Ребенок с тем или иным отклонением психического онтогенеза находится в специфической социальной ситуации развития, которая включает в себя измененные детско-родительские отношения, особое взаимодействие со взрослым в ходе медицинских и коррекционных мероприятий, часто – различные ограничения, в т. ч. – изолированность от сверстников. Все это не может не влиять на психосоматическое развитие ребенка.
Данное исследование носит пилотажный характер и не раскрывает всех закономерностей изменения развития представлений о собственном теле при различных аномалиях онтогенеза. Для более полного анализа этой проблемы необходимо проведение дальнейшего исследования детей разного возраста различных нозологических групп.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя