logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза

Султанова А.С.

Институт бизнеса и политики,

Москва

Отражение собственного тела в сознании является одной из важнейших проблем психологии телесности. Исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что образ тела может являться значимым фактором возникновения отклонений психосоматического развития. Для изучения механизмов нарушения онтогенеза телесности и последующего возникновения психосоматических расстройств важен анализ закономерностей становления субъективного отражения телесной сферы как в норме, так и при различной патологии. Между тем, проблема развития в онтогенезе субъективного отражения собственного тела недостаточно разработана. Актуальность данного исследования обусловлена также высокой распространенностью различных форм дизонтогенеза в детской популяции.

В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 6-8 лет со следующими нарушениями психического развития: 8 детей с ранним детским аутизмом (5 – классический вариант детского аутизма, без существенных нарушений интеллекта, 3 – с синдромом Аспергера), 7 детей с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза, 5 детей с СДВГ. Все дети наблюдаются у детского психиатра (в основном – в НЦПЗ) или невролога и посещают специализированные дошкольные учреждения и коррекционные центры. В качестве контрольной группы были исследованы 10 нормально развивающихся детей того же возраста.

Исследование проводилось с помощью следующих методов: стандартизированная беседа (в некоторых пунктах – с опорой на картинки), рисунок человека, модифицированный цветовой тест отношений, методика «ценностная структура образа тела», авторский тест «выбор образа», а также ряд нейропсихологических проб, направленных на анализ схемы тела.

Вследствие малочисленности групп испытуемых рано говорить о каких-либо определенных закономерностях. Однако исследование позволило выявить некоторые тенденции, просматривающиеся достаточно четко. У детей контрольной группы образ тела представляет собой довольно сложное дифференцированное образование, имеет положительную эмоциональную окраску и играет важную роль в развитии коммуникативных навыков. Словарь дескрипторов телесного опыта хорошо развит (особенно у девочек); наиболее четко представлены в сознании руки, ноги и голова/лицо, т. е. те части тела, которые необходимы для активного взаимодействия с окружающим миром. Эмоциональные компоненты образа тела складываются, в основном, исходя из оценок взрослых и (реже) сравнений особенностей внешности, двигательных возможностей с другими детьми (т. е. преобладают сравнения «я – другой», сравнения «я в настоящем – я в прошлом» встречаются крайне редко). У здоровых детей также отмечается тенденция к переоценке некоторых желаемых параметров (например, роста) как в реальном образе тела, так и в образе «я в будущем».

У детей с ЗПР, по сравнению с контрольной группой, практически нет качественных отличий, преобладают количественные. Так, более беден словарь дескрипторов телесного опыта; дети могут назвать меньше частей тела, чаще ошибаются при оценке своих телесных характеристик и возможностей. Слабо развито представление о константности ряда параметров (например, пола). Тело этими детьми чаще используется как средство коммуникации, однако ими это практически не осознается. Достаточно ярко выражена тенденция к переоценке своих возможностей, завышению отраженной самооценки. Нейропсихологические пробы показывают недостаточность тактильного гнозиса, соматогнозиса и кинестетического праксиса, что может свидетельствовать о нарушении развития схемы тела в связи с функциональным недоразвитием теменных отделов головного мозга.

Для детей с РДА характерна обратная тенденция: в большей степени страдает развитие не схемы тела, а образа тела, образа «физического Я». При исследовании этих детей с помощью нейропсихологических методов было выявлено снижение порогов чувствительности, но большинство проб выполнялось правильно. Интересно, что часто у этих детей отмечалась хаотичная активность, когда они «беспорядочно» бегали, но при этом ничего не задевали, верно оценивали свои возможности при преодолении препятствий. В большей степени страдает развитие эмоциональных и коммуникативных компонентов образа «физического Я», зависящих от усвоения социальных установок. Образ тела является избирательно-дифференцированным, но не структурированным и не интегрированным. Часто при «свободном» перечислении частей тела ребенок называет 2-3 наиболее значимые для него части (язык, волосы, брови, ногти) и замолкает. Характерна тенденция к отрицательной самооценке телесных параметров (внешности, функциональных возможностей). В целом, тело для детей с РДА выступает не в качестве некоторой границы с внешним миром, а, скорее, как некий барьер; не как средство, а как искажающий «посредник» в контактах с окружающим. Обращает на себя внимание оригинальность системы означивания телесных проявлений: например, средством означивания может выступать не речь, а система ритуалов. Образ тела детей с синдромом Аспергера имеет свою специфику: особую значимость имеют когнитивные компоненты, которые хорошо развиты в отличие от эмоционально-оценочных. Отмечается противоречие между большим объемом знаний о физиологии и даже анатомии различных частей тела и владением телом, умением правильно оценить свои возможности (например, ребенок знает, сколько у него пальцев, может их правильно назвать, однако у него практически не развита мелкая моторика; ребенок может описать строение глаза и не ответить на вопрос, может ли он видеть через стену).

У детей с СДВГ нарушения в большей степени касаются схемы тела (что подтверждают нейропсихологические данные). Практически у всех детей с СДВГ отмечались недостаточность тактильного гнозиса, первичные кинестетические нарушения, дефицитарность зрительно-моторной координации, тонические нарушения, задержанное развитие реципрокных координаций, неуклюжесть, позднее формирование моторных навыков и навыков опрятности. Вторично нарушается развитие образа тела. Образ тела малодифференцирован, словарь дескрипторов телесных ощущений развит недостаточно. Часто для этих детей тело служит единственным средством выражения эмоционального состояния при недостаточно развитых социально-коммуникативных навыках. В структуре телесного опыта у этих детей большую роль играют болезненные ощущения. Интересно, что у этих детей наиболее часто отмечались психосоматические заболевания (в основном, желудочно-кишечные, дыхательные и кожные).

Необходимо отметить, что изменения субъективного отражения тела являются не только прямым следствием имеющегося у ребенка дефекта. Ребенок с тем или иным отклонением психического онтогенеза находится в специфической социальной ситуации развития, которая включает в себя измененные детско-родительские отношения, особое взаимодействие со взрослым в ходе медицинских и коррекционных мероприятий, часто – различные ограничения, в т. ч. – изолированность от сверстников. Все это не может не влиять на психосоматическое развитие ребенка.

Данное исследование носит пилотажный характер и не раскрывает всех закономерностей изменения развития представлений о собственном теле при различных аномалиях онтогенеза. Для более полного анализа этой проблемы необходимо проведение дальнейшего исследования детей разного возраста различных нозологических групп.