logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы

Мазилов В.А.

Ярославский государственный педагогический университет,

Ярославль

Исследование индивидуальности несомненно представляет собой одну из важнейших задач современной психологии. В изучении индивидуальности психология сталкивается с рядом проблем, которые происходят от недостаточной разработанности методологических проблем психологической науки. Отметим, что некоторые методологические проблемы наиболее отчетливо проявляются именно при исследовании индивидуальности. Остановимся несколько подробнее на некоторых из них. Наиболее важной, на наш взгляд, является проблема предмета психологии. Эта проблема является источником постоянных недоразумений. Действительно, в современной психологии мы имеем дело с «многоступенчатым» предметом («декларируемый», «рациона­лизированный», «реальный») (В.А.Мазилов, 1998). Важно подчерк­нуть, что, «закрывая» эту проблему (как часто и происходит), мы лишаемся надежды на установление какого-либо взаимопонимания в психологии (см. В.А.Мазилов, 2006).

В последние годы появляются новые подходы к изучению индивидуальности. На наш взгляд, представляется интересной попытка рассмотрения внутреннего мира человека как основы индивидуальности (В.Д.Шадриков, 2004). Перспективность такого подхода связана с тем, что позволяет «навести мосты» между психическими процессами, с одной стороны, и индивидуальностью и личностью, с другой. Не секрет, что при традиционном понимании предмета психологии они в значительной степени оказываются «разорванными», а от «приговаривания» слова психика особенного «сближения» обычно не происходит. Более того, сегодня совершенно ясно, что академическая психология, являясь «наследницей по прямой» картезианского дуализма, не может объяснить активности психики. Если это еще как-то удается сделать в сфере познания, то в области психологии индивидуальности затруднения становятся практически непредолимыми.

Как мы полагаем, современной психологии требуется новое, более широкое понимание психики (В.А.Мазилов, 2004). Чтобы сделанные выше утверждения не показались излишней драматизацией ситуации, попробуем ее пояснить. Для иллюстрации воспользуемся работой классика психологии XXстолетия Ж.Пиаже (Ж.Пиаже, 1966). Ж.Пиаже в главе, посвященной проблеме объяснения в психо­логии, замечает: «В самом деле, поразительно, с какой неосто­рожностью многие крупные психологи пользуются физическими поня­тиями, когда говорят о сознании. Жане употреблял выражения «си­ла синтеза» и «психологическая сила». Выражение «психическая энергия» стало широко распространенным, а выражение «работа» даже избитым. Итак, одно из двух: либо при этом в скрытой форме подразумевают физиологию и остается только уточнять, а вернее, измерять, либо говорят о сознании и прибегают к метафоре из-за отсутствия всякого определения этих понятий, сопоставимого с понятиями, которыми пользуются в сфере физических законов и фи­зической причинности. В самом деле, все эти понятия, прямо или косвенно предполагают понятие массы или субстанции, которое ли­шено всякого смысла в сфере сознания» (Ж.Пиаже, 1966,c.190). Ж.Пиаже про­должает: «... понятие причинности не применимо к сознанию. Это понятие применимо, разумеется, к поведению и даже к деятельнос­ти; отсюда и разные типы причинного объяснения, которые мы раз­личаем. Но оно не «подведомственно» сфере сознания как таково­го, ибо одно состояние сознания не является «причиной» другого состояния сознания, но вызывает его согласно другим категориям. Из семи перечисленных нами форм объяснения только абстрактные модели [...] применимы к структурам сознания, именно потому, что они могут абстрагироваться от того, что мы называем реаль­ным «субстратом». Причинность же предполагает применение дедук­ции к подобному субстрату, и отличием субстрата как такового от самой дедукции является то, что он описывается в материальных терминах (даже когда речь идет о поведении и деятельности). Бо­лее того (и это является проверкой наших предположений), труд­ности теории взаимодействия возникают именно от того, что она пытается распространить сферу действия причинности на само соз­нание» (Ж.Пиаже, 1966,c.190). А это означает, что реальный предмет оказы­вается «разорванным» между двумя сферами, поэтому не стоит удивляться, что «одушевляющая связь» (Гете) также разрывается и «подслушать жизнь» (как всегда и бывает в таких случаях) не удается. Остается заботиться о том, чтобы психическое в очеред­ной раз не оказалось эпифеноменом: «Все это поднимает, следова­тельно, серьезную проблему, и для того, чтобы решение, состоя­щее в признании существования двух «параллельных» или изоморф­ных рядов, действительно могло удовлетворить нашу потребность в объяснении, хотелось бы, чтобы ни один из этих рядов не утратил всего своего функционального значения, а, напротив, чтобы стало понятным по крайней мере, чем эти разнородные ряды, не имеющие друг с другом причинного взаимодействия, тем не менее дополняют друг друга» (Ж.Пиаже, 1966,c.189). Конечно, Декарт сделал для психологии много, создав методологическую возможность для появления совре­менной психологии. Но абсолютизировать его вклад, вероятно, все же (в начале третьего тысячелетия) не стоит: дуализм позволил психологии статьнаукой, но в настоящее время он мешает статьподлинной наукой- не только самостоятельной, но самобытной (учитывая уникальность ее предмета). Психическое и физиологи­ческое, таким образом, оказываются и в современной психологии разорванными, разнесенными. Дело даже не в том, что в этом слу­чае возникает искушение, которое, как показала история психоло­гической науки, было чрезвычайно трудно преодолеть на заре научной психологии: искушение причинно объяснить одно за счет другого. В современной науке научились противостоять такому ис­кушению. Ж.Пиаже в уже цитированной нами работе отмечает: «Эти непреодолимые трудности толкают большинство авторов к тому, чтобы допустить существование двух различных рядов явлений, один из которых образован состояниями сознания, а другой сопро­вождающими их нервными процессами (причем всякое состояние соз­нания соответствует такому процессу, а обратное было бы невер­но). Связь между членами одного из рядов и членами другого ряда никогда не является причинной связью, а представляет собой их простое соответствие, или как обычно говорят, «параллелизм» (Ж.Пиаже, 1966,c.188). Здесь один шаг до признания психического эпифено­меном. Требуется усилие, чтобы удержаться от этого шага: «В са­мом деле, если сознание - лишь субъективный аспект нервной дея­тельности, то непонятно, какова же его функция, так как вполне достаточно одной этой нервной деятельности» (Ж.Пиаже, 1966,c.188). Дело в том, что подобного рода разрыв между психическим и физиологи­ческим на две «параллельные» сферы произведен таким образом, что делает психическое безжизненным, лишенным самодвижения (в силу постулируемой простоты психического). Поэтому психическое необходимо подлежит «объяснению», за счет которого психика и должна получить «движение»: оно будет внесено извне, за счет того, «чем» именно психическое будет объясняться («организми­чески» или «социально», принципиального значения в данном слу­чае не имеет). Иначе при этой логике и быть не может (ведь предполагается, что предмет «внутренне простой»!). Это предс­тавляется роковой ошибкой. На самом деле психическое существует объективно (как это убедительно показано еще К.Г.Юнгом), имеет собственную логику движения. Поэтому известное правило Э.Шпран­гера «psychologica-psychological» (объяснять психическое че­рез психическое) является логически обоснованным: если психи­ческое имеет свою логику движения, то объяснение должно проис­ходить «в пределах психологии» (для того, чтобы сохранить ка­чественную специфику психологического объяснения). Все труднос­ти, которые зафиксированы в работе Ж.Пиаже, имеют общее «проис­хождение»: современная научная психология неудачно определяет свой предмет. Возможные способы построения нового понимания предмета психологии описаны (В.А.Мазилов, 2006). Можно полагать, что такое понимание предмета открывает новые перспективы и для исследования индивидуальности.