logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности

Лебедев А.Н.

Государственный университет – Высшая школа экономики,

Москва

Поиск объективных оценок психических процессов, состояний и свойств личности давно привлекает внимание физиологов. Н.П. Бехтерева, наблюдая за импульсацией нейронов человека, ввела понятие «семантические коды». Е.Н. Соколов доказал, что семантика воспринимаемых сигналов четко отражается в вызванных потенциалах испытуемых. Э.А. Голубева, представитель школы Теплова-Небылицына, обнаружила достоверную связь параметров электроэнцефалограммы с индивидуальными особенностями. В наших работах две электрофизиологические константы, М.Н. Ливанова и Г. Бергера, в составе простых алгебраических уравнений количественно с большой точностью объяснили широкий круг психических явлений, в том числе и тех, что десятилетиями не поддавались решению методами экспериментальной психологии (скорость обработки информации человеком, объемы оперативной и долговременной памяти, психофизические законы, закономерности квантитативной лингвистики). Эти задачи решены, но на первый план выдвигаются более сложные задачи, связанные с объективной диагностикой личностных особенностей и прогнозом поведения человека в разных сферах его деятельности. Жизнь показывает, что судьба современного государства, благополучие его граждан обусловлены прежде всего нравственностью управляющей элиты, ее интеллектом, профессионализмом, но отнюдь не природными богатствами и размером территории. Политиков давно заботит проблема нравственной чистоты и профессиональной одаренности чиновников. Очередь за новыми научно обоснованными технологиями формирования управляющей элиты. Для отбора явно недостаточны ни привычные в верхах связи типа “cемейных”, ни известные в психологии способы оценки личностных особенностей кандидатов в управленцы.

Поэтому и появились новые технологии. Развивая известную концепцию нашего учителя академика М.Н. Ливанова о пространственной организации периодических процессов мозга, их связи с психикой человека, мы создали принципиально новую методику диагностики интеллектуальных возможностей и прочих психологических показателей, используя для этого множество индивидуально устойчивых параметров электроэнцефалограммы. У сотен испытуемых амплитуды и частоты биопотенциалов мозга, показатели их пространственной взаимосвязи были сопоставлены с реальными успехами в обучении, а также с обычными тестовыми показателями, отражающими, в частности, искренность, добросовестность испытуемого, его стремление соблюдать социальные нормы, т.е. порядочность. Перебирая миллионы комбинаций из нескольких сот электрофизиологических показателей, наша компьютерная экспертная система нашла наборы ЭЭГ предикторов, обеспечивающие диагностику интеллектуальных возможностей человека и других личностных особенностей. Мы научились прогнозировать по ЭЭГ параметрам значения основных и контрольных шкал известного миннесотского теста MMPI, успехи студентов и школьников в обучении. По выявленным ЭЭГ предикторам легко прогнозируется психологический портрет конкретного человека, состоящий из заранее заданного набора личностных характеристик. Одна из выборок испытуемых служит для создания диагностических уравнений, т.е. для обучения самой экспертной системы. Другие выборки - для проверки точности психологических прогнозов с указанием вероятности реализации каждого из них. После обучения нашей экспертной системы достаточно десяти минут записи электроэнцефалограммы и нескольких минут ее обработки для получения психологического портрета конкретного испытуемого. Исключается неизбежная при тестировании зависимость результатов от готовности испытуемого правдиво отвечать на вопросы, от его мотивов и отношения к процедуре тестирования. ЭЭГ диагностика вполне объективна.

Еще один способ диагностики «Зеркало», отличающийся универсальностью и требующий столь же малого времени на проведение, разработан нами в традиционном ключе, но с использованием новейших компьютерных технологий для выделения предикторов. За основу взят отечественный личностный опросник, созданный первоначально в системе МВД России (Б.Г. Бовин и др. 1997) с целью психологически обоснованного продвижения специалистов МВД по служеб­ной лестнице. Сопоставляя результаты тестирования с разнообразными практически важными показателями, в том числе с профессиональной направленностью человека, с успешностью обучения, с участием в общественной жизни, с достижениями в спорте, сравнивая состояния глубокой депрессии и явной эйфории респондента, мы обнаружили, что и этот второй, также весьма быстрый способ решения разнообразных практических задач обладает приемлемой точностью. Этот второй способ диагностики успешно испытан в опытах с участием также нескольких сот испытуемых. Совместно оба способа обеспечивают наиболее высокую точность диагностики и прогноза. Важным источником информации, необходимой для прогноза поведения человека, служат факты его биографии, оценки руководства и других экспертов, показатели здоровья, антропометрические данные и т.п. В целом, чем больше имеется разнообразной информации о работнике, тем точнее индивидуальный прогноз его поступков, выполненный с помощью нашей экспертной системы. Ее можно назвать “электронным двойником” руководителя, способным детально обосновать свое решение при расхождении диагноза с мнением реального прототипа. В процессе отладки наших методов приняли участие сотрудники ИПРАН, НИЦМПО МВД РФ, ЦПК им. Ю.А.Гагарина, ИНПО РФ, ЯрГУ и ГУ ВШЭ, среди них А.В.Маркина, Н.А.Скопинцева, Л.П.Бычкова, Т.С.Князева, И.Ю.Мышкин, Б.Г.Бовин, О.И.Артеменко, Ю.А.Шпатенко, И.К.Шеховцев, Е.А.Киселева, Ю.М.Стакина, аспиранты и студенты Т.Н.Щукин, Т.И.Литвинова, Д.А.Абрамов, К.Ю.Балянин, С.О.Михалкин, Мария Зайцева, Анастасия Жеребцова, Роман Насонов, Екатерина Мартынова, Светлана Абрашина и другие. Всем участникам я искренне признателен за бескорыстную помощь. Я также глубоко благодарен моему другу профессору МГУ Евгению Николаевичу Соколову за мудрые советы и полезные критические замечания в узловые моменты нашей коллективной разработки. Работа поддержана грантом РГНФ N04-06-00096а (2004-2006) «Оценка когнитивных и личностных характеристик человека по электрическим потенциалам головного мозга» и грантом ГУ ВШЭ (2006-2007) “Учитель-ученики”N06-04-0031 «Личностные предикторы профессионального роста».