logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения

Стюхина Г.А.

Сергиево-Посадский гуманитарный институт,

Сергиев Посад

Изучение индивидуальности, способностей личности, имея достаточно богатую историю, как правило, осуществляется на примере психики здорового человека. Специфика развития способностей детей и подростков с психическими нарушениями на основе современных концепций способностей и индивидуальности остается недостаточно изученной.

В то же время следует отметить, что в условиях социальной и экономической нестабильности увеличивается количество людей, страдающих различными формами психических расстройств, в связи с чем, особую актуальность приобретает учет их индивидуальных особенностей для разработки профилактических и коррекционных мероприятий.

Целью исследования, выполненного нами на базе Московской областной психиатрической больницы №5, было выявление особенностей мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения. В исследовании приняли участие 40 подростков в возрасте 12-14 лет: 20 подростков - находящееся на стационарном лечении и 20 учащихся средней общеобразовательной школы.

Теоретической базой организации и проведения исследования явились основные положения функционально-генетической концепции В.Д. Шадрикова.

Результаты исследования позволили сделать некоторые выводы, как об уровне развития, так и о качественных особенностях структуры мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения.

Изучение особенностей непосредственного, опосредованного запоминания и отсроченного во времени воспроизведения показало наличие статистически достоверных различий в продуктивности как функциональных, так и операционных механизмов памяти.

Подростки с диагнозом олигофрения имеют более низкие показатели по всем изучаемым параметрам по сравнению с контрольной группой испытуемых (t=2,05; n=38; p<0,05). Так, показатели непосредственного и опосредованного запоминания испытуемых данной группы составляют в среднем 6,3 и 10,15 слова соответственно (использовалась функциональная методика двойной стимуляции А.Р.Лурия, Л.С.Выготского), тогда как у подростков контрольной группы - 9,35 и 13,0 соответственно.

Данная тенденция была выявлена и при использовании пиктографических знаков в целях запоминания. Подростки с диагнозом олигофрения испытывали существенные затруднения при использовании символов для запоминания слов и словосочетаний. Средние показатели продуктивности опосредованного запоминания в данной группе в два раза ниже по сравнению с контрольной группой (по результатам методики «Пиктограммы» Л.В.Занкова).

Специфические особенности развития памяти подростков с диагнозом олигофрения проявляются и при отсроченном воспроизведении заученных слов. По результатам методики «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) показатели отсроченного во времени воспроизведения в данной группе меньше в два раза (4,35 слова) по сравнению с контрольной группой (8,55 слова).

Снижение показателей непосредственного запоминания, осуществляющегося преимущественно с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей, обусловлено, вероятно, клиническим течением заболевания. Олигофрения часто сопровождается необратимыми органическими поражениями мозговых структур, что отражается на развитии функциональных систем, реализующих функции запоминания и сохранения информации.

Функциональные механизмы реализуют филогенетическую программу и составляют внутреннее основание, на котором в процессе научения, воспитания и накопления индивидуального опыта строится система операционных механизмов.

Специфика развития функциональных механизмов памяти подростков с диагнозом олигофрения отражается и в недостаточном развитии операционных механизмов памяти, что проявлялось в несформированности таких операций как ассоциация, схематизация, аналогия, перекодирование и т.д.

Подростки с диагнозом олигофрения демонстрировали низкую эффективность, а порой и неспособность использования вспомогательных средств для организации своей мнемической деятельности.

Вместе с тем, следует отметить, что продуктивность мнемической деятельности с опорой на вспомогательные средства значительно выше в обеих группах по сравнению с продуктивностью непосредственного запоминания. Данный факт указывает на то, что при наличии органических нарушений мозговых структур имеется возможность использовать системные свойства организации мнемических способностей для повышения эффективности памяти подростков.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что способности представляют собой сложное синтетическое образование, в основе которого лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Способности, развиваясь на их основе, являются «все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которые задатки входят как исходный момент, как предпосылка» (С.Л.Рубинштейн, 2000, с.536).

Врожденные особенности нервно-мозгового аппарата, наблюдаемые в частности при олигофрении, и есть различия в задатках, которые «включаясь в развитие индивида, развиваются, т.е. преобразуются и изменяются» (С.Л.Рубинштейн, 2000, с.536).

Память, в соответствии с функционально-генетической концепцией способностей В.Д.Шадрикова, рассматривается как функциональная система, в структуре которой выделяют функциональные, операционные и регуляторные механизмы, взаимодействие между которыми осуществляется по системному принципу (в соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций А.Р.Лурия).

Образование операционных механизмов мнемических способностей может опосредованно оказывать влияние на развитие, как функциональных механизмов, так и регуляторных механизмов памяти, повышая уровень системности. Именно с противоречием между функциональными и операционными механизмами в процессе индивидуально-психического развития человека Б.Г.Ананьев связывал движущие силы этого развития (Б.Г.Ананьев, 1998).

Развитие операционных механизмов мнемических способностей подростков, страдающих олигофренией, путем обучения их навыкам использования мнемических приемов, позволит в некоторой степени компенсировать органические нарушения функциональной системы памяти, повысив ее эффективность.

Функционально-генетический подход к рассмотрению проблемы развития способностей может стать теоретической базой для разработки эффективных коррекционных и реабилитационных программ для подростков с различными психическими заболеваниями.