logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.

Виноградова О.В., Маралова Т.П.

Череповецкий государственный университет,

Череповец.

Человеческая индивидуальность – это самое интересное из всего, что только существует на свете. В настоящее время происходит постепенное осознание ценности самого человека, внимание общества переносится на его индивидуальность, неповторимость, инициативность, самостоятельность.Индивидуальность (по Л.Н.Собчик.) – это те особенности, которые придают своеобразие и определенный стиль психологическому паттерну конкретного человека

Общество выдвигает новые требования к современной личности — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность осуществлять личный, свободный выбор, уверенность в себе, независимость.

Отсюда важнейшая проблема исследования личности и индивидуальности и соответствующих областей практики - вопрос о факторах, способствующих и препятствующих самоопределению, самопрезентации и развитию личности и индивидуальности.

Мотивационный компонент в структуре индивидуальности, несомненно, очень важен, ведь че­ло­век дол­жен боль­ше ве­рить в се­бя и на­де­ять­ся на свои соб­ст­вен­ные си­лы, быть заинтересованным в изучении и презентации себя обществу, а еще край­не важ­но для ка­ж­до­го - нау­чить­ся по­ни­мать дру­гих лю­дей и уме­ло об­щать­ся с ни­ми. Под мотивацией в рамках теории ведущих тенденций (по Л.Н.Собчик.) под­ра­зу­ме­ва­ет­ся не устремленность к кон­крет­ному объ­екту, а по­бу­ди­тель­ная си­ла, ле­жа­щая в осно­ве уст­рем­ле­ний и дей­ст­вий ин­ди­ви­да. Мо­ти­ва­ци­он­ная сфе­ра мо­жет об­раз­но быть пред­став­ле­на как ту­го скру­чен­ная пру­жи­на, обес­пе­чи­ваю­щая си­лу и на­прав­лен­ность активности ин­ди­ви­да, уходящая своими корнями в бессознательное

Психологами выделено множество видов мотивов, которые движут людьми в достижении конкретной, заданной цели – это мотив достижения успеха и мотив избежания неудач, мотив власти и т.д. В своем исследовании мы остановимся на изучении мотивации к самопрезентации, как менее изученной, но, тем не менее, необходимой для развития личности и индивидуальности.

Сегодня со стороны психологов - теоретиков заметен интерес к такому явлению, как способность к самопрезентации, о чем свидетельствует резкое увеличение в последние годы числа научных публикаций на темы, связанные с этим аспектом (Исследования Шепель В.М., Ковальчук А.С., Перелыгиной Е.Б.,  Мартыненко О.В., Селеховой Г.В. и др.).

Самопрезентацияпрактического психолога, работающего в системе образования,оказывает мощное психологическое воздействие на его целевую аудиторию и на него самого.К сожалению, далеко не все психологи учитывают этот факт, тогда как эта способность имеет прямое отношение к профессиональной компетентности личности, отражает ее индивидуальность и самобытность и является важным показателем профессионального мастерства.

Очевидно, что если специалисты, работающие с людьми, не проявляют сами привлекательных личностных качеств, не демонстрируют признаки успешности, стабильности и глубины своей личности, то мотивация аудитории на работу именно с этими специалистами, будет заметно снижена. Более того, если в жизненном опыте человека, этот был первый случай встречи с психологом, педагогом, социальным работником (либо такие специалисты в массе не отвечают вышеуказанным требованиям), то будет снижена не просто ситуативная мотивация к достижению совместного результата, но и долговременная мотивация сотрудничеству и обращению за помощью и поддержкой в соответствующие организации.

На наш взгляд, мотивация психологов на формирование и развитие собственной способности к самопрезентации это первостепенная задача на данном этапе развития представлений о феномене самоподачи, как одного из аспектов развития личности и индивидуальности психолога.

Не стоит недооценивать потенциал самопрезентации, ведь в современном обществе возможность выгодно представить свой профессиональный образ, раскрыть свою индивидуальность, напрямую связан с успешностью профессиональной деятельности. Клиенты, обращаясь за психологической помощью, могут выбрать психолога, который наиболее удовлетворяет их представления о людях этой профессии. Немаловажную роль в установке доверительного контакта с аудиторией, в скорости и качестве достижения конкретного практического результата, играет личность психолога и, конечно, как он себя преподносит.

Профессиональная деятельность психолога разнообразна, но так как она относиться к профессии «человек-человек» (по Е.А.Климову), то ее особенностями будут - деликатность в обхождении, ободряющий тон, а также дружелюбие, внимательность и любезность, но важно так же умение настоять на своем. Мотивация самопрезентации - необходимое условие развитие у потенциальных клиентов знания и желания работать со специалистами в определенной области, например, психологии. Таким образом, качественная самопрезентация способна представить человека, не только как успешного профессионала в своей деятельности, но и как яркую индивидуальность. Соответственно удачная самоподача способна увеличить заинтересованность обществом в личности, как профессионале, а значить повысить ее уверенность в себе, мотивацию и потребности, тем самым развивая саму личность.

Самопрезентация, с нашей точки зрения, необходимая составляющая профессиональной компетентности психолога на современном этапе развития сферы образования, но в целом мотивация к формированию и развитию способности к эффектной самоподаче среди специалистов в области психологии недостаточно сформирована. Несомненно, важно донести до каждого психолога, работающего в сфере образования, не только значимую роль феномена самоподачи, для презентации своей индивидуальности и значимости, но и выявить конкретные техники и стратегии самоподачи, которые осознанно, а чаще неосознанно, все равно используют в своей деятельности специалисты, и развивать способствующие наиболее эффективному профессиональному взаимодействию.

На современном этапе изучения особенностей явления самопрезентации существует достаточное количество теоретических работ, где излагаются основы понимания самоподачи, подробно описаны стратегии и тактики самопрезентации. Опираясь на вышеизложенный опыт важно выявить знания педагогов, психологов об этом феномене, уровень их мотивации к использованию и совершенствованию в своей профессиональной деятельности способности к самопрезентации.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ.

Волкова С.А.

Московский психолого-социальный институт,.

Москва.

Во многих видах деятельности проявляются индивидуальные характеристики человека, определяющие специфику ее протекания и регуляции, одним из которых является произвольность. Механизм произвольной регуляции можно рассматривать как самостоятельный фактор, нарушения которого вызывает целую совокупность дефектов, т. е. целый нейропсихологический синдром.

Это сложное образование, которое включает в себя психологическую компоненту: это определенный уровень владения предметной деятельностью – уровень поведения, проявляющийся в целеустремленности к деятельности, в стойкости внимания, умении контролировать свою деятельность, формирующиеся мотивы и эмоции. 

Передние отделы лобных долей оказывают влияние на секвенциальное поведение, т. е. последовательное выполнение определенных действий. У людей, подвергшихся префронтальной лоботомии (хирургическая операция, при которой нарушаются прямые связи между лобными долями и подкорковыми областями) наблюдается резкое ухудшение способности к упорядочению и последовательным действиям, что сказывается на всем их поведении.

Можно предположить, что недостаточная зрелость лобно-базальных структур приводит к дискоординации корково-подкорковых функциональных связей, обусловливающих трудности формирования и упрочения произвольных и целенаправленных видов психической деятельности.

Известно, что в экстремальных условиях нарушается интегративная асимметричная деятельность корковых и подкорковых образований , как по горизонтали (лево-правые взаимоотношения),так и по вертикали (корково-подкорковые - висцеральные взаимоотношения).

Достижение цели как в обычной обстановке, так и в экстремальной ситуации требует определенной энергии и может быть обеспечена при наличии достаточного уровня активности блока регуляции тонуса и бодрствования. Можно предположить, что нисходящие волокна, идущие от префронтальной коры к ядрам зрительного бугра и нижележащих стволовых образований, и являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, вовлекают в это и нижележащие аппараты ретикулярной формации таламуса и ствола, тем самым модулируя их работу и обеспечивая наиболее сложные формы сознательной деятельности.

Выполнение волевых действий в детстве зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижение цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые.

У детей 3-4 лет не выделяется четко в сознании собственное поведение по правилам. Выделяется только поведение товарищей. Постепенно в сознании детей выделяется и собственное поведение по правилам, а к 7 годам - само правило. Дети приобретают впервые возможность воспринимать правила в форме инструкции, как обобщенные требования к ним. Поведение по правилам становится более устойчивым.

Существенной особенностью является большой индивидуальный разброс темпов развития, достигающий на этом возрастном этапе 1-1,5 лет. У большинства детей в формировании альфа-ритма происходят существенные сдвиги от 5 к 7 годам. У некоторых признаки его становления к 7 годам не проявляются и характеристика этого ритма соответствует таковой 5-6 летних. Дети с отставанием в развитии коры больших полушарий испытывают трудности в процессе обучения

Очевидно: речевое общение, носящее формальный, абстрактный характер и совершенно не связанное с практической деятельностью детей, не может быть средством формирования произвольного, осознанного поведения.

К возрасту 7 лет должна быть сформирована своя функциональная речевая система (звукопроизношение, фонематический слух, лексика и грамматика, произвольная речевая деятельность, в форме устной речи и начата подготовка к письменной (чтение и письмо).

Можно говорить об общем механизме, обусловливающем возрастные и индивидуальные особенности формирования разных высших психических функций, в качестве которого выступает недосформированность произвольной организации деятельности как у 5-6 летних, так и у 7-8 летних детей.