logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема

Хасаева Т.М., Ахмадов Т.Р.

Московский государственный областной педагогический институт,

Орехово-Зуево

Понять внутреннюю сущность человека -

это значит раскрыть предысторию его

становления и предысторию мира вообще

/В.Д.Шадриков, 1998/

Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека является одной из центральных в организации учебного процесса, учебной деятельности ученика. В свою очередь проблема способностей является ведущей в проблеме индивидуальности, так как учение есть деятельность, а деятельность реализуется через способности. Неслучайно С.Л.Рубинштейн назвал проблему способностей одной из самых острых, если не самойострой проблемой в психологии.

«Некоторые современные философы находят моральное утешение в прискорбном факте, что интеллект индивида не может быть увеличен. Мы обязаны всячески противодействовать подобной пессимистической точке зрения ... Мозг ребенка подобен полю, на котором опытный фермер посредством культивации можетосуществить задуманные им изменения и в результате вместо бес плодной получить плодородную землю» - писал А.Бине. Французский психолог отдавал себе отчет, что в реализации этих возможностей необходимо учитывать способности ребенка. « Так как индивиды различны между собой как по природе своей, так и по общей совокупности инстинктов и способностей, которыми обладает, то учитель должен принимать во внимание индивидуальную одаренность, каждого из своих учеников» (Э.Торндайк, 1930)

Проблема одаренности в нашей стране разрабатывалась как психология способностей. Наиболее яркое отражение это нашло в работах Б.М. Теплова. Он отмечал: « При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность.» (1985) Б.М.Теплов понимал одаренность как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.»(1985) Он считал, что нельзя говорить об одаренности вообще, а можно говорить об одаренности к какой-нибудь деятельности.

В исследованиях Н.С.Лейтеса (1971, 1978, 1988) понятие «одаренность» понимается достаточно широко. Одаренность, по его мнению, представлена как совокупность способностей личности, а специфические свойства одаренности раскрываются в способностяхусвоения навыков, в умении адекватно реагировать на ситуацию, в творческой природе достижений (1971).

Новые перспективы решения проблем индивидуальных различий открывает концепция способностей В.Д.Шадрикова. В работах В.Д.Шадрикова (1984, 1994, 1999, 2001, 2006) способности рассматриваются с позиции функциональных систем. «Способностиможно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». (1994, с. 183.) При таком понимании способностей более понятным становится соотношение между способностями и задатками. “Способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются средствами: первые – свойствами функциональных систем, вторые – свойствами этих систем” (1994, с 184).

В.Д. Шадриков отмечает, что “одарённость выступает как интегральное проявление способностей в целях деятельности”. Следовательно, одарённость одного и того же вида может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одарённости у разных людей могут быть выражены в разной степени.

В “Рабочей концепции” (1998) подчёркивается, что при исследовании феномена одарённости нельзя ограничиваться анализом интеллекта и креативности, необходимо изучать личность одарённого ребёнка в целом. “Талант индивидуален, но индивидуален не столько в плане того, что присущ конкретному индивиду, а гораздо более важно, что он индивидуален в плане индивидуального выражения, в плане того, что в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и которую невозможно измерить и оценить в полном объёме” (1996, с 6).

В отечественных исследованиях просматриваются тенденции необходимости совершенствовании системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои способности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности.

Традиционные приемы, методы школьного обучения далеки от задачи развития в детский период здоровой и творческой личности ребенка. Особую сложностьпредставляют перестройка системы обучения и отношение учителей к « неординарным» детям порой доставляющих школе много проблем.

Надо же в конце концов разобраться, какими средствами культивировать бесплодную почву. В этом состоит одна из важнейших задач психолога и педагога в образовании. Актуальнымостается вопрос о диагностике, развитии и обучении одаренных детей.