logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

«Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа

Шумский В.Б.

Государственный университет – Высшая школа экономики,

Москва.

В соответствии с антропологической моделью В. Франкла, которая описывает человека как единство трех ортогональных измерений – телесного, психического и духовного (ноэтического) – экзистенциальный анализ понимает индивидуальность человека как имеющую две составляющие: психофизическую и духовную. Для обозначения этих двух составляющих индивидуальности в немецком языке используются слова «Persönlichkeit» и «Person» соответственно. В настоящих тезисах мы также вначале будем использовать эти немецкие слова, хотя их обычный русский аналог – слово «личность» – с одной стороны, очевиден, а с другой – чересчур многозначен.

Согласно классическому психиатрическому определению, «Persönlichkeit – это совокупность всех психических свойств и предрасположенностей к поведению, которая придает каждому отдельно взятому человеку его своеобразную неповторимую индивидуальность» (PsychiatriederGegenwart.Berlin:Springer,v.6, 2000,s.277). Основные слагаемые Persönlichkeit – темперамент, характер, интеллект и т.д. – образуют как врожденные, так и приобретенные индивидуальные черты человека, которые в значительной степени стабильны и сохраняются в течение длительного времени. Согласно модели Франкла, Persönlichkeit принадлежит психическому измерению человека и может быть описана как закрепленная в психическом измерении структура психодинамики, определяющая склонность человека к определенному базовому настроению, а также к спонтанным эмоциональным и поведенческим реакциям. Persönlichkeit как психологическая категория имеет тесную связь с телесной субстанцией – телесной конституцией человека, его нервной и гормональной системой и т.д., в связи с чем Франкл говорил о психофизической плоскости, образованной телесным и психическим измерениями человека. Persönlichkeit детерминирована наследственностью, инстинктивными потребностями, психодинамическими влечениями, семейным воспитанием и социальным научением и представляет собой ту часть человеческой индивидуальности, которая может изучаться методами естественнонаучной психологии.

Person, «собственно человеческое в человеке», «свободное в человеке», как о нем писал Франкл, относится к третьему, духовному измерению. В этом своем глубинном ядре человек представляет собой «универсум духовной природы, наделенный свободой выбора и составляющий, в силу этого обстоятельства, независимое целое по отношению к миру, так что ни природа, ни государство не могут покуситься на этот универсум без его согласия» (Маритен Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994, с.58). Центральный тезис экзистенциальной психологии о способности человека к самодетерминации – то, чем становится человек, зависит от его свободного выбора, за который он несет ответственность – связан именно с этим фундаментальным положением о независимости человека как Person от своих психофизических заданностей и социума, которые, конечно же, ставят ему определенные и достаточно жесткие границы, но тем не менее не могут полностью лишить способности принимать автономные решения.

Франкл следующим образом показывал, что Persönlichkeit и Person, психическое и духовное, представляют собой разные измерения человеческого опыта. Если Persönlichkeit как психодинамика стремится к получению удовольствия и редукции напряжения, то присущая Person ноодинамика стремится к тому, что является нравственным и имеет смысл. Очевидно, что то, что доставляет удовольствие на психическом уровне, не всегда является нравственным; в свою очередь нечто может иметь смысл, несмотря на неприятные переживания или необходимость прикладывать значительные усилия для реализации своего решения. Человек, имеющий психические нарушения, в большей степени ориентируется на то, что доставляет удовольствие и избавляет от напряжения – независимо, оправданно ли это с нравственной точки зрения и имеет ли смысл. Психически здоровый человек большее значение придает этике и смыслу.

Итак, Person – это дух, «чистая динамика», способность принимать решения и нести ответственность, способность чувствовать ценности и постигать сущность явлений, а также говорящий в человеке голос совести, призывающий его совершать поступки, имеющие смысл. Как Person человек обладает достоинством, целостностью и именно той генуинной индивидуальностью, с которой связана свобода принятия решений и которую невозможно описать, зная законы наследственности и социального научения и досконально изучив все влияния, которым ребенок подвергался в детстве. Адекватный метод познания человека как Person – феноменология, стремящаяся постичь каждого конкретного человека в его уникальности и целостности.

Существенная характеристика Person состоит в том, что она представляет собой не замкнутую монаду, но постоянное трансцендирование за собственные пределы, неразрывную связанность и постоянную соотнесенность с иным, и эта соотнесенность с иным характеризуется диалогом, взаимообменом. В связи с этим Person парадоксальна: с одной стороны, в ней есть некая несообщаемая другим внутренняя суть и глубина, благодаря которой она осознает саму себя, свою целостность, уникальность и ни с кем не разделимую ответственность, так что никакое другое человеческое существо не властно над этой ее сердцевиной. Но в то же время Person открыта – открыта как по отношению к нематериальной сфере ценностей и смыслов, так и по отношению к миру и к людям, с которыми на уровне встречи, или экзистенциальной коммуникации, может вступать во взаимообогащающие отношения. Вместе с тем бытие человека как Person, или экзистенция, не есть нечто, что разворачивается автоматически при наличии благоприятных условий, но более глубокая бытийная возможность, которая требует от человека решимости эту возможность выбирать и проживать.

Понятие «Person» в христианской культуре имеет давнюю религиозно-философскую традицию. В 20 веке наибольший вклад в осмысление этого понятия был внесен французской персоналистической философией (Э. Мунье, Ж. Маритен), теистическим экзистенциализмом (Г. Марсель, М. Бубер, П. Тиллих) и философской антропологией М. Шелера. Среди отечественных философов следует прежде всего выделить Л. П. Карсавина и Н. А. Бердяева, в работах которых латинское понятие «Person» передается русским словом «личность». Так, Бердяев, как представляется, весьма точно передает содержательное различие между Persönlichkeit и Person (индивид и личность, согласно его терминологии), противопоставляя личности человека как индивида – как детерминированную биологической наследственностью и социальной средой единицу общества: «Человек-индивид переживает изоляцию, эгоцентрически поглощен собой и призван вести мучительную борьбу за жизнь, защищаясь от подстерегающих опасностей. Человек-личность, тот же человек, преодолевает свою эгоцентрическую замкнутость, раскрывает в себе универсум, но отстаивает свою независимость и свое достоинство по отношению к окружающему» (Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003, с.455).

Очевидно, что здесь мы сталкиваемся с определенными терминологическими трудностями, присущими постсоветской психологии, в которой то, что относится как к Persönlichkeit, так и к Person обычно обозначается одним и тем же словом личность. Но одновременно в работах ряда отечественных психологов делается акцент на содержательном разведении того, что, согласно экзистенциальному анализу, относится к Persönlichkeit и Person – например, личность как интегративная система со структурно-уровневой организацией и личность как субъект жизнедеятельности (К. А. Абульханова), личность как «внешнее Я» и сущность как «внутреннее Я» человека (А. Б. Орлов).

Таким образом, экзистенциальный анализ выделяет две составляющие человеческой индивидуальности: Persönlichkeit как специфический конгломерат психофизических характеристик и социальных функций и Person как свободного и ответственного субъекта, способного принимать автономные аутентичные решения. Первый тип индивидуальности изучается методами естественнонаучной психологии, второй – феноменологическим методом.