logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Школьный успех как мотив учебной деятельности

Левченко И.Н.

Московский гуманитарный педагогический институт,

Москва

«Знания всегда функциональны, т.е. получает их ребенок в процессе решения жизненно важных задач. Эти знания служат удовлетворению потребностей и поэтому всегда сопровождаются переживаниями, в которых отражается личностный смысл познания». Эта цитата из книги В.Д. Шадрикова «Мир внутренней жизни человека» могла бы служить девизом новой системы образования, стать ее основной идеей. В.Д. Шадриков вслед за С.Л. Рубинштейном развивает принцип единства знания и переживания и доказывает, что применение этого принципа в школьной практике коренным образом перестраивает отношение ученика к процессу обучения: знания для субъекта учебной деятельности становятся «живыми», личностнозначимыми. В рамках данного принципа исследуется, так называемый, «феномен школьного успеха» (исследование проводится с детьми младшего школьного возраста). Успех, школьный в том числе, - источник сильнейших переживаний, который, закрепляясь в сознании ученика, выступает в роли мотива учебной деятельности, при этом являясь источником не только внешней, но и внутренней мотивации.

В данном исследовании дано определение понятию «школьный успех» – это эмоциональное переживание радости, удовлетворения от достижений, которые проявляются как в учебной деятельности, так и в школьной общественной жизни и признаются значимым окружением ученика. Хотелось бы отметить, что наиболее важным в этом определении является эмоциональное переживание самого субъекта учебной деятельности (ученика) и признание значимым окружением (учителем, родителями и сверстниками). Таким образом, выделяется 3 группы, которые непосредственно формируют переживание успеха:

1. субъект деятельности

2. сверстники

3. взрослые (учитель и родители).

Исследования в области возрастной психологии (Мухина В.С., Обухова Л.Ф.) показывают, что в младшем школьном возрасте значимым окружением являются взрослые: «Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения -старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны… Взрослые предстают перед ребенком как некий идеал его буду­щих возможностей. Отношением к взрослому опосредованы многие поступки детей». (Мухина В.С.). Именно оценка старших сейчас важнее всего, от нее зависит, как в дальнейшем ребенок сам будет давать оценку своим поступкам, формировать уровень притязаний. На базе этих эмоций и ощущений, исходивших от родителей и учителей, закрепляется тот или иной тип реагирования на определенные действия, их итог и т.д. Исследуя психологические изменения в младшем школьном возрасте, можно утверждать, что переживание успеха на каждом возрастном этапе не одинаково: высшей ступенью, как нам видеться, должно быть самоудовлетворение от достижений, даже если нет внешнего признания.

В современной школе самым ярким признаком успеха в учебной деятельности остаётся отметка и оценка учителя, удобный и универсальный «инструмент», позволяющий проводить каждодневный мониторинг знаний и умений учащихся. Этот инструмент, как нам кажется, стал настолько гибким, что утрачивает свои функции: ребенок не видит градаций между той или иной отметкой, не знает требований. Обесценивание «оценки», как важнейшего мотиватора, приводит к снижению мотивации учебной деятельности, а это в свою очередь снижает успеваемость школьника, изменяется самооценка. Данное утверждение подтверждается исследованиями с помощью методики «Лесенка»: ученик не только находил «себя» на этой лесенке, но и показывал соответствующие ступеньки, куда, по его мнению, его поставили бы учитель, родители. Около половины учениковIIIкласса и пятая частьIIкласса сказали, что родители и учитель ставят их выше, чем они есть на самом деле. Учащиеся показали, что их потенциал гораздо шире, им есть куда расти; ученик считает, что его оценивают неадекватно, он может выполнять все действия гораздо лучше. В данной ситуации учащийся привыкает получать «пятерки», не затрачивая при этом много усилий, радость от такой отметки уже не так сильна, а затем и вовсе рассматривается как само собой разумеющееся, пропадает ощущение заслуженности данного признания. Такие отметки не затрагивают эмоциональную сферу ребенка и не побуждают к дальнейшим действиям, с целью повторить данное переживание. Рассматриваемое положение (скудность диапазона отметок) спасает только грамотно построенная оценка учителя (или предложенное недавно «личное портфолио ученика»), его указания на ошибки и преимущества, в таком случае и заработанная тяжким трудом «тройка» будет восприниматься как достижение и признание, нежели формально поставленное «5».