Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
Корниенко Д.С.
Пермский государственный педагогический университет, институт психологии,
Пермь.
Традиционным предметом исследования в рамках теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина является изучение внутриуровневых и межуровневых связей между свойствами психодинамического и личностного уровней. Интерес В.С. Мерлина к исследованию темперамента первоначально был связан с изучением взаимосвязи свойств нервной системы и темперамента. Основная задача, по мнению В.С. Мерлина, заключалась в сопоставлении типологических свойств нервной системы и темперамента. На основании этого были сделаны работы Б.А Вяткина., В.В. Белоуса, Э.И. Маствилискер, Е.А. Силиной и др., в которых изучались психологические характеристики темперамента как психодинамического образования, обусловленного свойствами нервной системы, а затем были обнаружены и описаны устойчивые взаимосвязи свойств темперамента. В рамках работ, выполненных В.С. Мерлиным и его учениками, была заложена теоретическая и эмпирическая основа для многочисленных исследований темперамента, в том числе и попытки изучения влияния факторов среды и наследственности, но идеи психогенетического исследования не нашли своего воплощения.
Для решения вопроса об отнесении свойств к различным уровням интегральной индивидуальности одним из наиболее надежных критериев является генетический критерий (показатель наследуемости), что согласуется с идеями И.В. Равич-Щербо, высказанными в отношении критериев темперамента. Психогенетический подход к изучению характеристик интегральной индивидуальности позволяет решить вопросы о стабильности системы индивидуальности, о влиянии и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней, о наследуемости индивидуальных свойств и многие другие. В основе нашего исследования лежит предположение о том, что роль генетического и средового фактора в свойствах психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности будет различаться. Кроме того, возможно установить межвозрастные различия не только в генотип-средовом соотношении, но и в фенотипических и генетических связях между свойствами разных уровней. Было организовано исследование, результаты которого представлены в настоящей статье.
В исследовании приняли участие МЗ (52 пары) и ДЗ (46 пар) близнецы двух возрастных групп. Первая группа 13-17 лет (М = 15, SDмз = 1,22,SDмз = 1,07) 23 пары МЗ 11 мальчиков и 12 девочек, 26 пар ДЗ 13 мальчиков и 13 девочек. Вторая группа 18-25 лет (Ммз = 21,3SDмз = 3,3; Мдз = 22,7SDдз = 4,7) 29 пар МЗ, 9 мужчин и 20 женщин, 20 пар ДЗ, 5 мужчин и 15 женщин.
Нами изучались свойства психодинамического уровня интегральной индивидуальности ‑ эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность и свойства личностного уровня ‑ экстраверсия, невротизм, контроль импульсивности, альтруизм, открытость опыту, а так же свойства 16 факторной модели Р. Кеттелла. Для диагностики использовались следующие методики: опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова; опросник личностных свойств Р. Кеттелла 16 PF», опросник «NEO-PI-R».
При анализе компонент фенотипической дисперсии получены следующие факты. В возрасте 13-17 лет генетическая детерминация обнаружена для свойств: эргичность интеллектуальная, коммуникативная,пластичность коммуникативная, скорость интеллектуальная,эмоциональность психомоторная и коммуникативная, коэффициент наследуемости не превышает 40%. В 18-25 лет эргичность и скоростьинтеллектуальная, пластичность психомоторная, индексы интеллектуальной и общей активности, индекс адаптивности так же обнаруживают значение показателя наследуемости не более 50%. В целом в вариативности большинства свойств темперамента значения компоненты наследуемости находится в диапазоне от 20 до 40%, а компоненты средовых влияний до 60%. Только три свойства личности, диагностированные по опроснику Кеттелла Р. в возрасте 13-17 лет, обнаруживают влияние генотипа от 15 до 50% ‑ B-высокий-низкий интеллкт, F-беспечность-озабоченность, H-смелость-робость. В возрасте 18-25 лет генотипом определяются уже другие свойства и более существенное влияние генетического фактора от 56 до 72% (G-совестливность-недобросовестность, I-мягкосердечность-жестокость, Q1-радикализм-консерватизм, тревожность, независимость). Данные факты ставят под сомнение онтогенетическую устойчивость показателей, диагностированных с помощью данного опросника, с другой стороны они позволяют считать, что свойства личности действительно будут отличаться от психодинамических большей ролью средовых влияний.
Рассматривая компоненты фенотипической дисперсии по опроснику «Большая пятерка» можно констатировать более весомое влияние генетической составляющей. Показатель наследуемости таких свойств, как открытость опыту и альтруизм незначительно снижается, а по показателю невротизм практически не изменяется. Интерес представляет изменения в структуре фенотипической дисперсии показателей экстраверсии и контроля импульсивности, отсутствие генетических влияний в 13-17 лет и значительное влияние генотипа до 60% в возрасте 18-25 лет.
При рассмотрении фенотипических и генетических взаимосвязей показателей психодинамического и личностного уровней. В анализ были включены только свойства, обнаружившие генетическую детерминацию. Рассматривая межуровневые связи свойств, можно отметить больше внутриуровневых, чем межуровневых связей как генетических, так и фенотипических. Так, свойства одного уровня, действуя комплексно, образуют больше связей друг с другом, чем между свойствами разных уровней. Наличие большого количества внутриуровневых связей темперамента или личности с точки зрения теории интегральной индивидуальности и относительной самостоятельности каждого уровня является общей закономерностью, о которой упоминал и В.С. Мерлин. Смыслом этих связей являются отношения между свойствами, которые могут возникнуть как компенсаторные, синегргические и другие, что может стать предметом дальнейшего рассмотрения.
Обширная структура связей позволяет предположить общность генетических влияний для свойств данных уровней. Однако, количество фенотипических корреляций значительно меньше в обоих возрастах, что, возможно, объясняется малочисленностью выборки. Интерес для теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина представляет тот факт, что как на уровне генетических влияний, так и на уровне фенотипических взаимосвязей можно говорить о существовании много-многозначной связи между уровнями психодинамики и личностных свойств. Эти факты позволяют предполагать, что свойства могут обнаруживать различные типы отношений (одно- или много-значные) в зависимости от роли генетического фактора. Данное утверждение, безусловно, требует проверки и более тщательного анализа.
В целом, результаты данного исследования показывают, что использование метода опросников при диагностике уровня свойств темперамента дает относительно надежные результаты и позволяет рассматривать эти свойства действительно как формально-динамические. В отношении черт личности в интегральном исследовании индивидуальности опросник позволяет изучить только одну сторону проявлений свойств личности – это обобщенные способы осуществления отношений личности или собственно стилевые особенности. В то же время наиболее содержательными личностными свойствами являются отношения личности, которые отслеживаются опросниками крайне слабо. Если же принять, что оценка отношений возможна, например, показателями «Большой пятерки», то они скорее характеризуют генеральные свойства, которые обобщают в себе как психодинамические (темперамент), так и содержательные свойства (личность). Таким образом, на основании психогенетического подхода к исследованию интегральной индивидуальности можно сделать вывод о том, что при необходимости строгой дифференциации личности и темперамента наиболее предпочтительной является использование методик, позволяющих диагностировать именно содержательную сторону личности.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя