logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.

Купренюк С.М.

Санкт-Петербургский государственный университет ,

Санкт-Петербург.

Методика оценки субъективного отношения к телу (МОСОТ) была предложена проф. М.А.Гулиной, как возможность выявить различия в восприятии собственного тела и тела противоположного пола. Методика представляет собой 4 графические фигуры мужчины и женщины (виды спереди и сзади), которые предлагается раскрасить 8 цветами Люшера, не добавляя одежды или украшений, при чем использование цветов никак не ограничивается. В интерпретации используются обозначения цветов по Люшеру - основные и дополнительные. Также для описания пришлось ввести такие обозначения как задняя и передняя поверхности тела.

В исследовании принимали участие подростки 13-15 лет, одни из которых помимо школы занимались танцами и другие, которые тратили большую часть времени на уроки и просмотр телевизора. Было предположено, что для танцующих (экспериментальная группа) ребят характерно иное отношение к телу противоположного пола, чем у не танцующих (контрольная).

Полученные данные по МОСОТ показали, что, раскрашивая заднюю поверхность тела мужчины, подростки выбирали в среднем одинаковое количество цветов – 4, и в соотношении основных и дополнительных цветов также нет большой разницы, но у экспериментальной чуть больше использованы дополнительные цвета, впрочем, и раскрашенных зон у них на единицу в среднем больше. Передняя поверхность тела мужчины, сохраняет ту же тенденцию, только контрольная группа использует в среднем 4 цвета, а экспериментальная –3, но, тем не менее, раскрашенных зон больше все же у второй сравниваемой группы. Фигура женщины «со спины», раскрашивалась основными цветами в большей степени экспериментальной группой. При использовании одинакового в среднем количества цветов, у «танцоров» большее количество раскрашенных зон. Передняя поверхность тела женщины у контрольной группы и экспериментальной отличает большее использование основных цветов вторыми, при почти одинаковых средних показателях использования количества цветов и закрашиваемых зонах. Так мальчики в среднем использовали 3 цвета и выделяли 6 зон, а девочки 4-5 цветов и закрашивали 9-10 зон, что может говорить о более дифференцированном восприятии своего тела девочками. Причем девочки использовали значительно больше основных цветов, а мальчики - дополнительных цветов.

В значимых корреляциях в МОСОТ заметна закономерность, что чем больше сумма площадей основных цветов на передней поверхности мужчины, тем сумма площадей основных цветов больше для передней поверхности женской фигуры. Тогда как обратный процесс происходит с дополнительными цветами; чем больше их по площади на передней поверхности фигуры мужчины, тем меньше их же на передней поверхности женской фигуры.

Общие выводы:

1. проведенное исследование позволило выявить особенности отношения подростков к телу. Вопреки ожиданиям, тревога по отношению к телу, столь характерная для подросткового возраста оказалась независимой от фактора «тела своего пола» - «тело противоположного пола».

2. в обеих группах наибольшие неосознанные эмоции вызывала женская фигура: в танцевальной группе это была только фигура со спины; в контрольной группе, как передняя поверхность тела, так и задняя. Т.е. методика позволяет оценить общий уровень тревожности относительно собственного тела и восприятия тела противоположного пола.