Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
Мотовилин О. Г.
Эндокринологический научный центр РАМН,
Москва
Любое соматическое заболевание, существуя в качестве феномена биологического, является одновременно событием психической жизни человека, субъективно отражается им и преобразуется за счет осознанного или неосознанного использования психических средств. Тем самым заболевание приобретает новые свойства, не присущие ему как явлению биологическому. Одним из важнейших свойств подобного типа можно назвать существование тесной связи между динамикой заболевания и особенностями межличностных отношений больного человека и его окружающих. Данная связь обнаруживается на протяжении всей жизни человека, но, вероятно, наиболее заметна она в детском возрасте. Являясь существом, объективно зависимым от мира взрослых, от родителей, ребенок не может быть субъективно независимым от них. В силу этого при работе с детьми легче обнаружить связи между хроническим соматическим заболеванием и особенностями межличностных отношений больного человека и его окружающих.
Настоящая статья посвящена детям, больным сахарным диабетом (далее – СД) первого типа (инсулинозависимым). На базе ЭНЦ РАМН нами было проведено комплексное исследование различных аспектов психической жизни больного ребенка и его взаимоотношений с миром. В данной статье речь пойдет о связи особенностей протекания СД и детско-родительских отношений, точнее, лишь одной из их сторон – отношения матери к ребенку.
Для изучения отношения матери к ребенку использовалась методика Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса. В качестве объективного показателя динамики СД был выбран уровень гликированного гемоглобина (HbA1c). Этот показатель является, с медицинской точки зрения, важнейшим для определения особенностей динамики СД. В отличие от измерения уровня сахара в крови, которое позволяет говорить об уровне глюкозы лишь в настоящий момент времени, уровень гликированного гемоглобина отражает состояние организма больного как минимум за три последних месяца. Чем выше показательHbA1c, тем хуже компенсирован СД и тем неблагоприятнее его динамика и прогноз осложнений.
В настоящей статье приводятся данные по 91 ребенку, принявшему участие в исследовании. Все дети (и их матери) были разделены на две группы в соответствии с уровнем HbA1c(первая группа- менее 11 ммоль/л,вторая группа– равно или более 11 ммоль/л). В первую группу вошло 48 детей, во вторую – 43 ребенка.
Не описывая подробно различные шкалы опросника, можно отметить, что некоторые из них в наибольшей степени связаны с динамикой СД (далее приводятся лишь статистически достоверные результаты). Среди наиболее очевидных связей можно назвать более высокий уровень фобии утраты, присущий матерям второй группы. Вероятно, тяжелое течение заболевания заставляет матерей ожидать неблагоприятных последствий, в том числе опасаться возможной комы и смерти ребенка. Не исключено, однако, что выраженная фобия утраты заставляет матерей вести себя таким образом, что именно их поведение ухудшает течение болезни.
Важнейшим психическим качеством, влияющим на динамику СД, является самоконтроль ребенка, обеспечивающий выполнение всех необходимых процедур (измерение сахара, инъекции инсулина, контроль диеты). Поэтому те аспекты отношения матери к ребенку, которые определяют становление самоконтроля, должны также быть связаны с динамикой болезни. Среди наиболее важных характеристик подобного типа можно назвать уровень опеки, протекции ребенка матерью. Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что уровень протекции дейстивтельно тесно связан с динамикой СД.
Так, матери второй группы отличаются более высоким уровнем Гипопротекции, невнимания к ребенку. Невнимание к ребенку, его «заброшенность» препятствует формированию у него средств саморегуляции, что и приводит к ухудшению течения СД.
Гипопротекция часто бывает связана с отсутствием любви к ребенку, с выраженной эгоистической мотивацией родителей. Действительно, у матерей второй группы обнаруживается более высокий показатель по шкале Неразвитость родительских чувств.
Противоположная гипопротекции характеристика – гиперпротекция, связана с динамикой СД несколько более сложными связями. Так, более низкие показатели HbA1cобнаруживаются у детей, чьи матери отличаются, с одной стороны, низким уровнем Гиперпротекции, а с другой, напротив, высоким. В случае среднего уровня гиперпротекции показателиHbA1cмаксимальны. Вероятно, такие результаты объясняются тем, что при низкой гиперопеке у детей развивается самоконтроль, позволяющий им самостоятельно выполнять все необходимые процедуры, а в условиях сильной гиперопеки мать полностью контролирует ребенка, что также позволяет избежать (по крайней мере в детском возрасте) сильных колебаний динамики заболевания. В случае же достаточно выраженной, но не тотальной внешней опеки, дети отличаются слабым самоконтролем, внешний контроль также не постоянен, что и обусловливает неблагоприятное течение диабета.
В заключение можно сказать, что кроме указанных были обнаружены также и иные связи между особенностями детско-родительских отношений и динамикой сахарного диабета, однако в данной статье описаны лишь наиболее важные, с нашей точки зрения, из них. Тем не менее, приведенные данные подтверждают тезис о том, что соматическое заболевание необходимо рассматривать как комплексное биопсихосоциальное явление, динамика которого определяется сложным сочетанием факторов разного типа, среди которых важное место занимают особенности отношений человека с окружающим его социальным миром.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя