Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
Прыгин Г.С.
Институт управления,
Набережные Челны
Представляемая работа посвящена изучению, проявления «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции в особенностях письменной речи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что феномен субъектной регуляции, как любое новое явление, нуждается во всестороннем глубоком исследовании. Поскольку феномен «автономности-зависимости» является одним из важнейших, интегративных качеств личности, отражающих степень сформированности ее системы психической регуляции, а письменная речь - наиболее доступным продуктом деятельности испытуемого, то ее анализ, позволяет выделить новые латентные особенности, присущие субъектам с указанными типами субъектной регуляции. Таким образом, цель работы состояла в том, чтобы выявить имеющиеся различия и сходства в письменной речи у испытуемых «автономного» и «зависимого» типов. Гипотеза исследования заключалась в том, что поскольку субъекты «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции по-разному проявляют себя в различных видах деятельности, то должны существовать различия и в письменной речи, которая является одним из видов деятельности.
Описание проведения исследования.В исследовании принимали участие учащиеся школы-гимназии и студенты института Управления (г. Набережные Челны). Формирование выборки обусловлено общим ведущим типом деятельности - учебным. Возраст участников составил от 16 до 20 лет. Диагностика проводилось в два этапа. На первом этапе применялась методика, позволяющая выделить группы субъектов, обладающих «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции. В результате были сформированы две типологические группы испытуемых (по 30 человек, при равном соотношении полов) с которыми и проводилось дальнейшее исследование.
На втором этапе тестирования каждому из 60 человек была предъявлена вторая методика под названием «Письмо другу», суть которой состояла в следующем. Испытуемым было дано по чистому нелинованному листу бумаги форматом А4 и инструкция: "Вам предлагается выполнить задание: написать письмо другу (подруге), не требующее особо тщательной подготовки и проверки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, размером в 250 - 300 слов (примерно 2 страницы нелинованной бумаги)". Эти письма и явились объектом для дальнейшего анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. Психолингвистические показатели письменной продукции оценивались по следующим, интересующим нас (с точки зрения конструкта «автономности-зависимости»), параметрам:
- объем речевой продукции, в словах (количество знаменательных слов);
- объем речевой продукции в предложениях;
- средний размер предложения;
- коэффициент глагольности, по формуле.
Показатель объема речевой продукции свидетельствует о таких личностных особенностях автора письма, как активность ("эргичность"), способность при принятии цели "выдать максимум продукции", наличие положительной или отрицательной мотивации к деятельности.
Количество предложений определялось для того, чтобы вычислить показатель среднего размера предложений, который свидетельствует об особенностях вербального интеллекта (прямая корреляционная связь) или же о резком изменении эмоционального состояния (отрицательная корреляционная связь). Для пишущего на русском языке, этот показатель обычно соответствует величинам в 6-9 слов.
Коэффициент глагольности иначе называют коэффициентом агрессивности (готовности к действиям). Он представляет собой отношение количества глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) к общему количеству всех слов. Например, в клинике, при увеличении этого отношения свыше 60 % при изучении письменной продукции делают вывод о возбужденном состоянии, готовности к немедленным действиям.
Полученные, в результате проведенного эксперимента, усредненные по группам психолингвистические показатели письменной продукции для каждой из типологических групп (автономного и зависимого типа соответственно) оказались равны:
- по объему речевой продукции в словах: 226,73 и 175,33 (различия по средним статистически значимы, при р≤0,05);
- по среднему размеру предложения: 7,7 и 7,06 (различия статистически не значимы);
- по коэффициенту глагольности: 26,66 и 22,7 (различия по средним статистически значимы, при р≤0,01).
Исходя из данных, приведенных в таблице можно сделать вывод, что у испытуемых «автономного» типа письма длиннее и коэффициент глагольности выше, чем у испытуемых «зависимого» типа. Средний размер предложений у испытуемых обоих типов субъектной регуляции одинаков. Таким образом:
- у «автономных» субъектов объем текста больше, чем у испытуемых «зависимого» типа, что свидетельствует о большей их продуктивности и положительной мотивации. Испытуемых «зависимого» типа в данном случае можно охарактеризовать как менее продуктивных.
- коэффициент глагольности, иначе называемый коэффициентов агрессивности, у испытуемых «автономного» типа выше, чем у испытуемых «зависимого» типа. Это говорит о том, что у «автономных» имеется тенденция к проявлению большей энергичности, готовности к действиям, чем у «зависимых».
- наличие темы учебы и труда, семьи и быта, досуга в письмах испытуемых обоих типов было одинаковым. Различия были выявлены при анализе темы «Дружбы». Испытуемые «автономного» типа о друзьях в письмах рассказывали чаще и в большем объеме, чем испытуемые «зависимого» типа. Мы полагаем, что это может свидетельствовать о большей коммуникативности и экспрессивности испытуемых «автономного» типа, однако это предположение требует дальнейшей проверки.
Итак, имеются различия в проявлении особенностей двух полярных типов субъектной регуляции («автономного», «зависимого») в речевой письменной деятельности.
Проблема социальной востребованности пожилых людей
в аспекте психологии индивидуальных различий
Пряхина С.Б.
Московский психолого-социальный институт,
Москва
Актуальность проблемы социальной востребованности пожилых людей обусловлена социально-экономическими факторами. Особенно важной становится разработка научных подходов к решению проблем пожилых людей, так как проблемы старения, психологического и социального самочувствия, а также смерти пожилых людей приобретают не только личностный или семейный, но и значимый социальный характер, прямо или косвенно затрагивая интересы всех членов общества.
В настоящее время очевидна необходимость получения комплексного, объективного знания о пожилых людях, их проблемах и способах решения этих проблем, вследствие явной недостаточности предметного поля и научного инструментария лишь одной области научного знания.
Проблема востребованности пожилых людей в обществе актуализирует задачу исследования личностного и когнитивного ресурса человека после выхода на пенсию. Важные открытия в этой области были сделаны американскими специалистами. На основе многолетних лонгитюдных исследований они показали, что старость – это взаимодействие многих биологических и социальных процессов, и это оказывает множественный эффект на развитие. В то время, когда активность одних функций ухудшается, в других функциях могут иметь место процессы развития и компенсации. Более того, может иметь место иметь место разница в объёме интра- и интериндивидуальных различий. Интраиндивидуальные различия обозначают, что человек может обнаружить стабильность какой-либо одной способности и снижение других. Интериндивидуальные различия относятся к вариациям среди людей в уровне и времени изменений. Это означает, что старость не является универсальным примером глобального снижения функционирования (глобального упадка).
Указанные исследования обнаруживают многообразие вариантов старения, которые должны быть учтены при решении проблемы социальной востребованности пожилых людей. Исследования западных психологов позволяют учитывать при создании типологии старения профессиональные установки пожилых людей.
Весьма любопытную классификацию предложил немецкий психолог Бернард Ливегод. Он, на основе сорокалетних исследований, распределил людей на шесть типов с соответствующими двумя вариантами: пытливый, мыслящий, организующий, заботящийся, реформирующий и регистрирующий или контролирующий тип. Эти шесть типов проявляют себя в креативном и некреативном вариантах. В своей креативной форме из общей установки развивается творческая сила, в некреативной форме она остаётся задатком. Эти основные шесть типов Ливегод назвал основной установкой.
Психика, с одной стороны, воспринимает из духовного мира ведущие идеи, с другой стороны, из области биологии - побуждения и вожделения. Душа же обладает своей собственной структурой, которая может быть узнана и изучена в основной установке.
Унаследованные задатки и темперамент человек чётко воспринимает в психике как возможность, как свойства, которым он может поддаться и развить их или нет. В психодушевном восприятии только с большим трудом можно дистанцироваться от собственной основной установки. В большинстве случаев это удаётся, когда с высоты прожитых лет начинают вглядываться в прошлое.
Шесть или семь основных установок имеются у каждого человека, но один или несколько из них доминируют.
Пытливый тип чувствует потребность исследовать окружающий его мир и объяснить взаимосвязь феноменов. При этом не так важно, на чём сосредоточится пытливый дух, это могут быть различные вещи, такие как язык, материя, кооперация или удобрения.
Мыслящий типчувствует потребность к упорядочиванию мира своих идей в виде систем и теорий и к рассмотрению их в более широких взаимосвязях. За исключением философов, которые мышление сделали центральной темой своей жизни, в каждом учёном наряду с исследователем можно найти и мыслителя.
Организующий типописать легко. Для них мир существует для того, чтобы взяться за него, упорядочить и подчинить себе. Организующий тип активен до агрессивности и стремится сознательно или бессознательно к власти над людьми и вещами. В нашем индустриализированном обществе эти люди образуют группу успешных менеджеров и карьеристов. Если эта основная установка будет ослаблена другой основной установкой (что, по счастью, далеко не редкий случай), то организаторский напор приобретёт несколько смягчённый характер. Организующий дух может направить себя на исследование, чистое мышление, на заботу о других, обновление или управление.
Заботящийся типчувствует потребность в том, чтобы накормить живые существа, проявить о них заботу и вырастить. Эта установка является основой для учебно-воспитательной работы и специальностей, где требуется уход, и играет важную роль в сельском хозяйстве, садовничестве и скотоводстве. В социальной сфере этот тип создаёт, не выступая на передний план, среду, в которой другие могут раскрыться. Без обеспечивающей заботу основной установки не существовало бы уюта и сознания защищённости.
Реформирующая основная установкапроявляется во многих вариантах. Она предполагает, что существующее должно быть изменено и улучшено. В жизни эту установку можно встретить во всем многообразии: от терапевта, который собирается лечить больного, вплоть до революционера, который готов разрушить существующее общество, чтобы из ничего создать лучшее общество. Данная суммарная характеристика показывает, что реформирующая основная установка может иметь много аспектов.
Регистрирующая или контролирующая основная установкахочет существующее сохранить, зарегистрировать, воспроизвести, проконтролировать и, если возможно, представить в виде системы ценностей. Эту основную установку можно найти у бухгалтеров, библиотекарей и тому подобных специальностях, а также у журналистов и дипломатов.
Творческую основную установкув чистом виде почти нельзя найти, чаще всего её можно встретить у художников. Творческая основная установка пронизывает все шесть других основных установок, наполняет их жизнью и вызывает к действительности. Творческий мыслитель, творческий организатор, творчески заботящийся тип, творческий реформатор и творческий управляющий привносят свою индивидуальную мотивацию в основную установку и делают их этого что-то совершенно индивидуальное. Только таким образом из индивидуальной биографии может получиться действительно сложившийся жизненный путь, который в противном случае останется пассивно сносимой участью. Духовное начало выступает в психике как творчество в проявлении.
Указанные типологические различия, проявляющиеся, в том числе и в профессиональных установках, должны быть учтены при решении проблемы социальной востребованности пожилых людей. Помочь старому человеку, организовать творческий и всё еще плодотворный закат жизни, - является важнейшей задачей. Точно так же, как для детей должна быть создана семейная культура, так и для старых людей должна существовать, возникшая в социальных центрах и исходящая от них культура. Центры социальной защиты пожилых людей должны быть местом, в котором будут проводиться лекции, концерты и творческие курсы, и в которых смогут принять участие люди, живущие по соседству. Обе стороны смогут извлечь пользу от этого, соседи получили бы центр, где сосредоточены интересные вещи, а старики не потеряли бы контакт с окружающим их, наполненным жизнью, миром.
Известно, что состояние здоровья пожилых людей, ведущих активный образ жизни, лучше, чем у тех из них, которые ведут пассивный образ жизни, сидя у окна или у радиоприёмника, или не тратя больше сил даже на это. И поскольку речь идет о достижениях человечества, достигшего зрелого возраста, становится ясно, что мудрость, приобретённая с возрастом, может выражать себя до бесконечности. Для каждого, кто ещё ведёт активный образ жизни, открывается здесь большое поле деятельности.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя