logo
Книги / Психология индивидуальности-материалы

Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей

Макарова К.В.

Московский педагогический государственный университет,

Москва

Психические функции, преломляясь через определенные социальные условия, способствуют формированию в разной степени духовности личности, истоки которой – в общественной культуре и духовных нормах.

Каждая психическая функция в свое время переходит за пределы органической системы активности и начинает свое культурное развитие в пределах совершенно иной системы активности. "Культурные приемы поведения не возникают просто, как внешний навык, они становятся неотъемлемой частью самой личности, вкореняя в нее новые отношения и создавая совершенно новый их строй". По мнению Л.С. Выготского, культура состоит не из материальных фактов и явлений, а из тех сил, которые вызывают эти явления - из духовных способностей, из совершенствующихся функций сознания.

Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций. Следовательно, человеческий опыт, закрепленный в мифах, легендах, ритуалах и обычаях, тоже является духовным фактором, влияющим на развитие способностей.

Ценностные ориентации семьи и нормы ее морали– духовный фактор развития и регуляции способностей. Каждая семья – минисоциальное общество, формирующее личность, согласно требованиям государства и культуры народа. Любое общество через семью формирует востребованные нормы и моральные критерии. В семье происходит становление главной духовной особенности личности – структуры отношений, связанной с ее мотивационно-потребностной сферой.

Структура отношений определяет мотив, побуждающий к действию, степень выражения эмоций, напряжения при удовлетворении или неудовлетворении потребности или желания. Отношения и связанные с ними состояния переживания повышают значимость стоящих перед человеком целей и повышают качество способностей. Обозначенные выше факторы, с нашей точки зрения, являются социально-средовыми, участвующими в развитии духовных способностей человека.

В следующую группу факторов развития духовных способностей входят деятельностно-духовные факторы. Они представляют собой определенные виды деятельности, изменение наполняемости структуры которой, влияет на качество самой способности. Таковыми могут быть игра и учебная деятельность. Уже игры младших дошкольников направлены на простое подражание социальным формам поведения. С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой - готовность к социальной адаптации. В игре тренируются нормы поведения из взрослой жизни, вырабатываются ценности для себя. По словам Д.Б. Эльконина, в игре ребенок переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, правил человеческих взаимоотношений, и игра становится источником морали. В процессе обучения очеловечивается его душа, формируется новая система отношений со взрослыми и со сверстниками, присваиваются эталоны эмоционального восприятия и реагирования. Личность ребенка постепенно одухотворяется, формируются определенные свойства, позиции, оценки, соответствующие общественно выработанным критериям.

Таким образом, личностная мотивация, отношения ребенка уже могут прослеживаться в развитии способностей субъекта деятельности. Психические функции ребенка все больше очеловечиваются.

Трудовая деятельность тоже является духовным фактором развития способностей, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла, Этот сплав проявляемых способностей и духовного состояния стимулирует развитие духовных способностей личности.

И, наконец, искусство – часть культуры,выработанной человечеством, тоже может являться духовным фактором развития способностей. Его можно рассматривать как деятельность по освоению личностного смысла различными средствами. Любая культурная норма в искусстве – это творческий поиск и результат развития переживаний художника, музыканта, архитектора, актера. Каждый вид искусства имеет собственные средства для передачи реальных человеческих переживаний. Если переживания людей при восприятии произведений искусства совпадают с направленностью переживаний автора, то они могут влиять на качество проявляемой способности.

К третьей группе факторов, влияющих на развитие и проявление духовных способностей, мы относим личностно-смысловые. Любой психический процесс, по определению С.Л. Рубинштейна, не сводится лишь к нервному физиологическому процессу, и выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, опосредованной предметным миром. В онтогенезе строение мозга обусловливает возможные для индивида формы поведения, а в свою очередь, образ жизни обусловливает строение мозга и его функции. Формирующееся и развивающееся сознание опосредуется предметным бытием и духовной культурой, и тогда человек осознает свое отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Таким образом, реализуется принцип психофизического единства, сформулированный С.Л. Рубинштейном.

Моральное сознание играет огромную роль в освоении окружающего мира. С раннего детства человек присваивает моральные понятия общества о добре и зле, долге, чести и достоинстве, справедливости и совести. На каждой ступени возрастного развития понятия морального сознания становятся более разветвленными и глубокими по содержанию. Духовное сознание заключается в том, что личность делает выбор добра и общечеловеческих ценностей по собственной свободной воле. Через понимание и выработку соответствующего отношения к жизненным ситуациям оно приводит к овладению человеком собственными способностями.

И сам поступокчеловека можно считать фактором духовности в развитии его способностей и способностей других людей, для которых он связан со значимыми личностными критериями поведения по совести в определенных ситуациях. Значимый поступок, несущий моральную норму, закрепляется в обычаях и традициях. Каждое поколение через действия, согласно традиции, приобщается к духовности своего народа, приобретает качества человечности.

Но качества человечности формируются и через собственные поступки людей путем соотношения их с нормами морали, и тогда главным регулятором этого соотнесения является совесть. Поступок позволяет через собственный опыт личности при свободном волеизъявлении принимать моральные нормы и при этом не тяготиться ими. Удовлетворяясь результативностью поступка, через духовное состояние, личность повышает качество своих способностей.

Эмоциональные переживаниявходят в любой психический процесс и могут стать основой для их объединения, выступать системным фактором внутренней психической жизни и фактором формирования самой функциональной психологической системы деятельности, ее интеграции. На основе эмоциональных оценок, закрепленных конкретными действиями может формироваться эмпатия как личностное качество, которое, в свою очередь, может влиять на развитие способностей человека.

Под влиянием социально-средовых духовных факторов развиваются способности человека в онтогенезе. Деятельностно-духовные факторы способствуют формированию личностной духовной регуляции, включающейся в развитие способностей. Личностно-смысловые духовные факторы, характеризующие внутренний мир человека, обеспечивают оценку и выбор формы поведения.