Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
Макарова К.В.
Московский педагогический государственный университет,
Москва
Психические функции, преломляясь через определенные социальные условия, способствуют формированию в разной степени духовности личности, истоки которой – в общественной культуре и духовных нормах.
Каждая психическая функция в свое время переходит за пределы органической системы активности и начинает свое культурное развитие в пределах совершенно иной системы активности. "Культурные приемы поведения не возникают просто, как внешний навык, они становятся неотъемлемой частью самой личности, вкореняя в нее новые отношения и создавая совершенно новый их строй". По мнению Л.С. Выготского, культура состоит не из материальных фактов и явлений, а из тех сил, которые вызывают эти явления - из духовных способностей, из совершенствующихся функций сознания.
Только приобщаясь к культуре собственного народа, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций. Следовательно, человеческий опыт, закрепленный в мифах, легендах, ритуалах и обычаях, тоже является духовным фактором, влияющим на развитие способностей.
Ценностные ориентации семьи и нормы ее морали– духовный фактор развития и регуляции способностей. Каждая семья – минисоциальное общество, формирующее личность, согласно требованиям государства и культуры народа. Любое общество через семью формирует востребованные нормы и моральные критерии. В семье происходит становление главной духовной особенности личности – структуры отношений, связанной с ее мотивационно-потребностной сферой.
Структура отношений определяет мотив, побуждающий к действию, степень выражения эмоций, напряжения при удовлетворении или неудовлетворении потребности или желания. Отношения и связанные с ними состояния переживания повышают значимость стоящих перед человеком целей и повышают качество способностей. Обозначенные выше факторы, с нашей точки зрения, являются социально-средовыми, участвующими в развитии духовных способностей человека.
В следующую группу факторов развития духовных способностей входят деятельностно-духовные факторы. Они представляют собой определенные виды деятельности, изменение наполняемости структуры которой, влияет на качество самой способности. Таковыми могут быть игра и учебная деятельность. Уже игры младших дошкольников направлены на простое подражание социальным формам поведения. С одной стороны, в игре проявляется биологическая сущность ребенка, а с другой - готовность к социальной адаптации. В игре тренируются нормы поведения из взрослой жизни, вырабатываются ценности для себя. По словам Д.Б. Эльконина, в игре ребенок переходит в развитый мир высших форм человеческой деятельности, правил человеческих взаимоотношений, и игра становится источником морали. В процессе обучения очеловечивается его душа, формируется новая система отношений со взрослыми и со сверстниками, присваиваются эталоны эмоционального восприятия и реагирования. Личность ребенка постепенно одухотворяется, формируются определенные свойства, позиции, оценки, соответствующие общественно выработанным критериям.
Таким образом, личностная мотивация, отношения ребенка уже могут прослеживаться в развитии способностей субъекта деятельности. Психические функции ребенка все больше очеловечиваются.
Трудовая деятельность тоже является духовным фактором развития способностей, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла, Этот сплав проявляемых способностей и духовного состояния стимулирует развитие духовных способностей личности.
И, наконец, искусство – часть культуры,выработанной человечеством, тоже может являться духовным фактором развития способностей. Его можно рассматривать как деятельность по освоению личностного смысла различными средствами. Любая культурная норма в искусстве – это творческий поиск и результат развития переживаний художника, музыканта, архитектора, актера. Каждый вид искусства имеет собственные средства для передачи реальных человеческих переживаний. Если переживания людей при восприятии произведений искусства совпадают с направленностью переживаний автора, то они могут влиять на качество проявляемой способности.
К третьей группе факторов, влияющих на развитие и проявление духовных способностей, мы относим личностно-смысловые. Любой психический процесс, по определению С.Л. Рубинштейна, не сводится лишь к нервному физиологическому процессу, и выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, опосредованной предметным миром. В онтогенезе строение мозга обусловливает возможные для индивида формы поведения, а в свою очередь, образ жизни обусловливает строение мозга и его функции. Формирующееся и развивающееся сознание опосредуется предметным бытием и духовной культурой, и тогда человек осознает свое отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Таким образом, реализуется принцип психофизического единства, сформулированный С.Л. Рубинштейном.
Моральное сознание играет огромную роль в освоении окружающего мира. С раннего детства человек присваивает моральные понятия общества о добре и зле, долге, чести и достоинстве, справедливости и совести. На каждой ступени возрастного развития понятия морального сознания становятся более разветвленными и глубокими по содержанию. Духовное сознание заключается в том, что личность делает выбор добра и общечеловеческих ценностей по собственной свободной воле. Через понимание и выработку соответствующего отношения к жизненным ситуациям оно приводит к овладению человеком собственными способностями.
И сам поступокчеловека можно считать фактором духовности в развитии его способностей и способностей других людей, для которых он связан со значимыми личностными критериями поведения по совести в определенных ситуациях. Значимый поступок, несущий моральную норму, закрепляется в обычаях и традициях. Каждое поколение через действия, согласно традиции, приобщается к духовности своего народа, приобретает качества человечности.
Но качества человечности формируются и через собственные поступки людей путем соотношения их с нормами морали, и тогда главным регулятором этого соотнесения является совесть. Поступок позволяет через собственный опыт личности при свободном волеизъявлении принимать моральные нормы и при этом не тяготиться ими. Удовлетворяясь результативностью поступка, через духовное состояние, личность повышает качество своих способностей.
Эмоциональные переживаниявходят в любой психический процесс и могут стать основой для их объединения, выступать системным фактором внутренней психической жизни и фактором формирования самой функциональной психологической системы деятельности, ее интеграции. На основе эмоциональных оценок, закрепленных конкретными действиями может формироваться эмпатия как личностное качество, которое, в свою очередь, может влиять на развитие способностей человека.
Под влиянием социально-средовых духовных факторов развиваются способности человека в онтогенезе. Деятельностно-духовные факторы способствуют формированию личностной духовной регуляции, включающейся в развитие способностей. Личностно-смысловые духовные факторы, характеризующие внутренний мир человека, обеспечивают оценку и выбор формы поведения.
- 2006 Прогноз спортивного мастерства по индивидуальным характеристикам психометрических показателей
- Становление способности к целеполаганию в совместной деятельности ребенка и взрослого
- Возможности использования телесной психотерапии в творческом процессе для осознания индивидуальности
- Когнитивное развитие сиблингов
- Проблемы стратегической психофизиологии индивидуальности: от фундаментальной науки к национальным проектам
- Психолого-антропологическая диагностика индивидуальности
- Оценка личеостных особенностей людей различной этнической принадлежности по фотоизображению их лица.
- Роль базовых потребностей младшего школьного возраста в обеспечении принятия цели учениками.
- Уровень умственного развития как один из факторов, влияющий на успешность усвоения иностранного языка.
- Прогноз успешного обучения по параметрам электроэнцефалограммы
- Индивидуальное и типичное в способах проживания жизненного пути личности.
- Развитие творческой индивидуальности ученого (на материале рефлексивно-психологического изучения жизнедеятельности н.Я. Пэрны в эпоху Серебряного века русской культуры)
- Диагностика и многомерный анализ структуры я–концепции1
- Пространственное я и черты личности: гендерные сравнения1
- Индивидуальность незрячего: Фактор тревожности, проблема успешной профессиональной реализации
- Нейропсихология индивидуальных различий и значение пробы а.Р. Лурия «перекрест рук» в структуре индивидуальных профилей латеральности
- Метод рост – системный психотерапевтический подход к телесной идентичности
- Временные аспекты развития личности в онтогенезе
- Взаимосвязь тревожности и некоторых психофизиологических показателей у студентов различных хронотипов1
- Индивидуальные способы совладания с ситуациями неопределенности
- Особенности межполушарной организации мозга как основа индивидуальных различий.
- Индивидуальные различия в мотивации и самоуправлении личности при решении комплексных проблем
- Индивидуальн о-психологические детерминанты успешности деятельности страхового консультанта
- Особенности родительского воспитания у женщин с лактационными маститами
- Направленность личности: сущность, структура и проблема изучения
- Свободное самоописание как инструмент диагностики внутренней диалогичности
- Мотивация самопрезентации в структуре индивидуальности у педагогов-психологов.
- Проблемы индивидуальности в условиях глобализации
- Индивидуальность человека как предмет психологического исследования в российских научных школах: исторический аспект.
- Предпринимательская активность в структуре интегральной индивидуальности.
- Субъективная картина профессиональной сферы деятельности
- Мотивы социального поведения как фактор детерминации поведения в конфликте.
- ЭтноКультурные и индивидуальные особенности произвольного кодирования эмоций старшими дошкольниками.
- Соотношение социальной идентичности и мотивации саморазвития у современных руководителей
- Идентичность бизнесмена как фактор, влияющий на отношение к психологическим услугам
- Подход к пониманию индивидуальных различий и индивидуальности в дифференциальной психофизиологии
- Нейропсихологический подход к исследованию формирования латеральной асимметрии в онтогенезе.
- Индивидуальные аспекты соматического процесса в работе с психологической травмой
- Особенности образа тела у бодимодификаторов.
- Индивидуальные варианты влияния сверстников на произвольное поведение старших дошкольников.
- Специфика индивидуально-группового взаимодействия в диаде «руководитель – педагогический коллектив»
- Социальная ответственность и индивидуальность в национальном проекте «здоровье».
- Телестность в танце: методы количественной и качественной оценки
- Культурно-аналитический подход к психологии индивидуальности.
- Стирание индивидуальности в деструктивных религиозных культах.
- Исследование индивидуальных темпоральных характеристик детей младшего школьного возраста.
- Школьные отличники: самовосприятие, адаптивность, восприятие социумом.
- Кванторные оценки в русском языке, независимые от индивидуальности испытуемого
- Самоактуализация и защитные механизмы личности
- Бодинамический подход к снятию острых эмоциональных состояний при обращении на телефон доверия
- Представление о собственной уникальности.
- Сравнительный анализ школьной успеваемости близнецов и одиночнорожденных детей
- Психологические характеристики формирования отношения к терроризму в обыденном сознании
- Психологические особенности личности в кризисном состоянии.
- Профессиональный стресс как рассогласование я-ролевой позиции человека
- Понятие субъектности в аспекте психологии индивидуальности
- Проблема познания индивидуальности в современной психологии
- Законы обработки информации человеком
- Индивидуальность при отношениях психологического насилия с позиции общего и персонального экзистенциального анализа
- Специфика принятия карьерных решений у лиц с различной идентичностью
- Разработка системы методов диагностики познавательных способностей
- Субъект, индивид, личность: или нужна ли «психология на троих»?
- Индивидуально-личностные особенности и успешность профессионализации студентов-психологов.
- Социально-психологические факторы, влияющие на развитие художественных способностей школьников.
- Проблема анализа структуры социальной идентичности
- Прикладные аспекты психологии агрессии (на примере психодиагностики агрессивного поведения подростков)
- Предмет исследования: агрессивность и ее связь с мотивацией к успеху.
- Внутренний диалог как механизм развития сознания
- Индивидуализация профессиональной деятельности психологов образования
- Профиль индивидуальности: соотношение коммуникативных и когнитивных типов способностей и их задатков1
- Телевизионные образы как фактор формирования я-концепции младших школьников.
- Психика и тело – целостность индивидуальности.
- Рефлексия в системе психических процессов.
- Динаика уровней профессионального мышления студентов-психологов1.
- Исследование инициативы личности в интеллектуальной деятельности.
- Интегральный подход в психологии индивидуальности.
- Индивидуальность как одна из образующих личностной идентичности детей 5,5 – 10 лет.
- Характеристики интегральной индивидуальности с точки зрения психогенетического подхода
- Идентичность как фактор отношения к рекламе
- Диагностика когнитивных способностей в задачах прогнозирования индивидуальной интеллектуальной эффективности1.
- Индивидуальная форма социализации и особенности ее становления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Индивидуальность как основная причина личностного развития
- П.Н. Краснокутский. Московский психолого-социальный институт, Москва.
- Особенности мотивации достижения у лиц с разным уровнем глобального самоотношения
- Индивидуальность и рефлексия: философско-психологические аспекты.
- Психология профессионального самоопределения
- Использование методики оценки субъективного отношения к телу у подростков.
- Использование метолики j.Money для изучения пространственной ориентации у подростков.
- Познавательные способности в структуре индивидуальности человека
- Стратегии преодоления стресса при потере работы
- Рефлексивная позиция субъектов образовательного процесса в вузе
- Рефлексия как механизм развития личности
- Идентичность или принадлежность?
- Объективные оценки интеллекта человека, его профессиональных устремлений и порядочности
- Влияние гражданской идентичности на социально-экономические и социально-политические установки россиян
- Индивидуальная архитектоника психологических границ как телесного феномена
- Школьный успех как мотив учебной деятельности
- Индивидуальные различия несовершеннолетних правонарушителей в местах изоляции1
- Социальная идентичность и организационные процессы
- Дигностика профессиональной направленности
- Роль индивидуальных психологических и психофизиологических различий в формировании профессиональной адаптации лиц опасных профессий
- Динамика ценностных ориентаций, идентичности и мотивации личности подростков в меняющихся социальных условиях
- Психология индивидуальности: некоторые методологические проблемы
- Идентичность как фактор жизненной успешности в условиях меняющегося общества
- Духовные факторы, влияющие на развитие и проявление способностей
- Исследование ценностных ориентаций личности в контексте временной перспективы
- Выявление предикторов академической успешности с помощью теста «зеркало»
- Индивидуальность руководителя и специфика телесной психотерапевтической работы
- Диагностика пресуицидального состояния на основе теста “зеркало”
- Специфика самооценки в период ранней взрослости: сравнительный анализ поколений.
- Роль детско-родительских отношений в динамике хронического соматического заболевания (на примере сахарного диабета)
- Тенция быть успешным во всех сферах жизни как единый конструкт и его отражение в электроэнцефалограмме
- Системогенетическая парадигма исследования индивидуальности
- Сравнительные исследования черт индивидуальности
- Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей как основа развития индивидуальности
- Индивидуальные черты личности и культура: сравнительный аспект
- Личность как индивидуальность: диалектика индивидуализации и индивидуации (психотерапевтический ракурс)
- Влияние внутрипарных отношений на академическую успеваемость близнецов.
- Исследование мотивации поведения потребителей
- Проблема исследования процессов принятия решения при выборе вуЗа
- Готовность к школьному обучению как интегральное свойство детской индивидуальности
- Психологическое содержание внутреннего мира профессионала
- Парадоксы тестовой диагностики творчества
- Самомониторинг в системе функционирования личности: мотивационные и рефлексивные аспекты
- Индивидуальность и обучающие программы, условия эффективного взаимодействия.
- Развитие самоотношения правоведа в вузе
- Особенности самоидентификации представителей различных социокультурных групп
- Проявление типологии субъектной регуляции в психолингвистических показателях письменной продукции.
- Динамическая модель развития: идеи б.Г. Ананьева и теория самоорганизации
- Антропо-морфологические особенности московских детей и подростков 10-16 лет
- Некоторые особенности интегральной индивидуальности студентов с различными группами крови
- ТРансформация идентичности студентов в условиях социальных изменений
- Новый этап в изучении индивидуальности человека
- Психологическая гибкость и ндивидуальность движений
- Основные вехи, предметные области и методологические ориентации психологии индивидуальности
- Развитие интегральной индивидуальности
- К вопросу об индивидуализации процесса развития способностей
- Влияние моторной активности на формирование телесных аспектов я-концепции
- Целостно-фунциональный подход к исследованию любознательности
- Особенности развития мнемических способностей подростков с диагнозом олигофрения
- Психологическая защита в аспекте проблемы личности и индивидуальности
- Мир внутренней жизни человека как предмет диалога субъектов психологического консультирования в образовании
- Особенности представлений о собственном теле у детей с различными видами дизонтогенеза
- Влияние альтруистической деятельности на саморазвитие личности
- Исследование духовно-ценностного уровня музыкального мышления
- Ригидность/гибкость познавательного контроля у экстравертов и интровертов1.
- Развитие идей психологического обоснования возрастно-индивидуальных особенностей обучения иностранному языку
- Ценностностные ориентации как фактор профессионального самоопределения в юношеском возрасте (из опыта работы центра занятости балашихинского района)
- Комплексное исследование индивидуальности: анализ фактора девиации
- Речевая диагностка как один из современных подходов к диагностике индивидуальности
- Психологические особенности внутриличностных противоречий у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении
- Медитативный танец: опыт индивидуального и архетипического в психотерапии личностного кризиса
- Развитие одарённости как психолого-педагогическая проблема
- Интеллектуальный контроль как проявление интеллектуальной зрелости1
- Роль системы образования в развитии индивидуально-личностной сферы учащегося
- Метод латерализованного автопортрета в изучении самооценки.
- О предмете психологии индивидуальности
- Коммуникативная компетентность как проявление индивидуальности педагога
- Способности человека как выражение его индивидуальности
- Стадии и уровни индивидуального развития интегративных механизмов психики
- «Persönlichkeit» и «person»: индивидуальность человека с точки зрения экзистенциального анализа
- Феноменологический метод диагностики индивидуальности пациента в экзистенциально-аналитической психотерапии
- Влияние самоактуализации на интегральную индивидуальность
- Влияние занятий спортом на развитие индивидуальности младших школьников.
- Организация как рефлексивное отражение индивидуальности ее руководителя